ЧИРСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ПУСТЫНЬ

Изменено и дополнено 17.09.2024 г.

Сразу после вступления на патриарший престол в 1652 году Патриарх Никон активно взялся за изменение древних церковных преданий и начал вводить в русскую Церковь новые обряды, богослужебные тексты и другие новшества. Ещё до возведения в патриархи он сблизился с царём Алексеем Михайловичем. Вместе они и задумали переделать русскую Церковь на новый лад: ввести в ней такие чины, обряды, книги, чтобы она во всём походила на современную им греческую церковь.
С 1654 года сторонники Патриарха Никона стали предприниматься активные меры против противников церковных реформ. Многим приверженцам старой веры пришлось бежать, чтобы скрыться от преследования. Одна из наиболее торных дорог для всякого рода беглецов была старинная, «сиротская» дорога на Дон.

М.П. Боткин. Старовер. 1877 год. Дерево, масло. Третьяковская галерея, Москва.

М.П. Боткин. Старовер. 1877 год. Дерево, масло. Третьяковская галерея, Москва.

Вот по этой дороге и двинулись беглецы от гонений и преследований Патриарха Никона.
Первыми пришли на Дон иноки Корнилий и Досифей. Они бежали из Новгорода сразу после собора 1667 г., но через три года вернулись в Москву, не оставив никаких материальных и документальных следов своего пребывания на Дону.
Поэтому первым представителем старой веры, прибывшим на Дон после раскола, о ком имеются документальные свидетельства является преподобный игумен Иов Льговский.
Иов (в миру – Иван) родился в конце XVI века в подмосковном Волоколамске, в семье боярина Тимофея Лихачёва. Ещё в детстве, рано оставшись без родителей, он решил посвятить свою жизнь монашескому служению. Приняв постриг от архимандрита Троице-Сергиевской лавры Дионисия Радонежского, Иов жил в разных монастырях, а затем, прославившись «богоугодными делами» и «жизнью нелицемерной», сам основал две обители − Богородицыну и Никольскую (в тверских пределах). Деятельность преподобного Иова стала широко известна в России, неоднократно русские патриархи (сначала Филарет, затем – Иосиф) звали его в Москву, однако Иов предпочитал жизнь пустынника.
Вскоре после начала никоновских реформ (приблизительно в 1657 г.) он вместе с учениками решил уйти на окраины Московского государства и, облюбовав земли у берегов Сейма, на месте старинного города Ольгова (разрушенного в годы монгольского ига), основал новый Льговский монастырь. Однако с 1672 года сохранять автономию монастыря от господствующих церковных реформаторов стало все труднее. В 1674 г. Иов, не желая стать участником назревавшего конфликта, покинул созданный им монастырь и вместе со старцами Тихоном, Ермогеном, Тимофеем и ещё с семью, чьи имена не сохранились, а так же с небольшим количеством бельцов направился на Дон.
Летом 1674 года преподобный Иов Льговский со своими сподвижниками отправился по реке Дон «ищя себе места на вселения покойнаго». Посетив по пути казачьи городки верхнего и среднего Дона Сиротинский и Пятиизбянский далее на реке Чир вверх по её течению в 50-ти верстах от казачьих городков Верхний Чир и Нижний Чир (которые тоже скорей всего были посещаемы путешествующими) преподобный со своей братией «обретает себе безмолвное место … зело красно и угодно к монастырьскому строению».

Река Чир. Фото Татьяны Александриной.

Река Чир. Фото Татьяны Александриной.

В январе 1675 года  Иов Льговский тайно посетил и причастил находящуюся в заключении боярыню Морозову.

В. И. Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887. Фрагмент картины.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Первоначально на реке Чир была организована одна мужская обитель в которой была установлена часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии на месте часовни по благословению архиепископа Лазаря Черниговского и Новгород-Северского была возведена одноимённая церковь. «И созда прекрасну церковь в похвалу Пресвятей Богородице и украси ю святыми иконами и книгами и ризами и всею церковною красотою, яко же подобает». Иконы для возводимой церкви написал «изограф Савва именем Инекеев», родом ярославец, который «со тщением пойде с Москвы со ученике своими… написа святые иконы по чину».
В 1677 году в пустыне было около 20 чернецов (постриженные в монахи) и более 30 бельцов (постоянно живущие в монастыре, но не постриженные в монахи).
Изначально иноки и инокини, девки и ребята жили все вместе. Это конечно не нравилось ни казакам, ни самому Иову. И ему пришлось основать отдельную женскую обитель в двух верстах от мужской выше по течению реки Чир в которой позже была построена отдельная часовня.
В Житие Иова Льговского, написанного изографом Максимом, описаны совершавшиеся преподобным в последние годы жизни чудотворения (в основном случаи «умножения хлебов» как вознаграждение нищелюбия монаха).
Донские старообрядцы с XVIII в. почитали Иова Льговского как святого.
Преподобный Иов Льговский умер 9 мая (есть альтернативная дата смерти — 27 февраля) 1681 года прожив почти 100 лет. Похоронили его в основанной им Чирской пустыне, которую впоследствии так и стали называть в честь её основателя Иовской пустынью.
Через три года после смерти Иова ученики открыли его мощи: «И раскрыта гроб, и видеша тело его честное цело и нетленно, блгоухание велие испущающее… Ризы же и схима на главе все целы же…». На протяжении последующих десятилетий захоронение преподобного Иова являлось местом паломничества сочувствующих «старой вере» (пока гроб с останками не был взят посланными за ним казаками в 1731 году).
Храм Покрова Пресвятой Богородицы преподобный Иов Льговский так и не успел освятить. Освятил её после смерти Иова 21 марта 1686 года игумен Досифей, предварительно побывав в Черкасске и заручившись от войскового круга разрешением на проведение данного мероприятия.
В 1686 году в Чирском (Иовском) монастыре было уже около 80 иноков и до 40 бельцов. А в 1688 году в женской обители Чирской пустыни количество сестёр превысило более сотни.
Чирской (Иовской) монастырь был прекрасно развит в хозяйственном отношении — имел обширные пахотные угодья, была возведена мельница.
Чирская пустынь обладала всеми необходимыми атрибутами и влиянием, что бы быть привлекательной для казаков, а также для пришлых представителей старой веры, укрывавшихся от преследования Московского государства.
История сохранила имена некоторых из проживавших в монастыре чернецов и бельцов помимо упомянутых выше. Это чернецы: Макарий, Ион, Феодосий, Пафнутий, Сергий, Алексий, Арсеней, Нафанаил; дьякон Кирюшка Сыщик; бельцы: Левка Маницкой, Савка Семенищев, Титка.
В 1688 году в связи с репрессиями со стороны атамана Фрола Минаева сторонника московской партии, одержавшего победу над приверженцами старой веры в междоусобной борьбе на Дону, староверческий Чирской монастырь был ликвидирован. Храм Покрова Пресвятой Богородицы по приказу Москвы был разрушен атаманом Осипом Михайловым, а собравшаяся около неё община распалась.
Изначально по приходу Осипа Михайлова на Чир чернецы и бельцы монастыря разбежались и укрылись в ближайших от пустыни лесах, а после ухода Осипа Михайлова в Черкасск все вернулись назад, закупив телеги и всё необходимое в дорогу через 6 недель покинули навсегда Чирскую обитель. Часть представителей общины переселилась на север в Тамбовский и Козловский уезды, другие последовали за Досифеем на юг, который вместе со старцами Пафнутием и Феодосием бежали через Астрахань в «земли чеченские». На реке Куме из представителей чирской общины, пришедших вместе со старцем Досифеем, была организована новая община, названная впоследствии Досифеевщиной. Представители новой общины расселились раздельно — старцы в одном месте, бельцы в другом, а «старицы» (женщины) в третьем. Основным догматом досифеевцев было: «исповедоваться и приобщаться нужно только один раз во все десять лет или даже только при конце жизни». Данное действие в общине совершал исключительно только самый старейший её представитель. При этом им выдавалась грамота: «Не пред человеком, а только пред одним Богом следует преклонять голову». Свои учения досифеевская староверческая община распространяла в прибрежных землях Азовского и Каспийского морей, а также по рекам Урал (Яик), Терек, Кубань, Дон.

Место расположения Чирской пустыни. Монастырь располагался на берегу реки Чир в 50-ти верстах от донских казачьих городков Верхний Чир и Нижний Чир: «iюля въ 3 день, въ государственномъ Посольскомъ Приказѣ Донского войска попъ Ермолай сказалъ тайно: есть де у нихъ на Дону, на рѣчкѣ Чиру, отъ Дону рѣки в пятидесяти верстахъ, часовня деревяная; а строилъ де тое часовню расколникъ и церкви Божiи противникъ, старецъ Iевъ, тому лѣтъ съ пятнадцать, и отправлялъ въ той часовнѣ божественную службу безъ антимиса лѣтъ съ пять…» [1].
Для определения места, где располагалась Чирская пустынь метод простого замера 50-ти верст по карте не даст желаемого результата. Для более точного определения искомой точки локации необходимо найти в архивах письменные свидетельства расстояний от хуторов по реке Чир до окружной станицы Нижней Чирской. Такие письменные свидетельства найдены в Описи и ведомости Войска Донскаго записных в 763-м году в подушной семигривенной оклад, тож и не положенных малоросиян. Указанная опись была составлена в 1763 году — через 77 лет после свидетельских показаний священника Ермолая. С большой долей вероятности можно считать, что за этот промежуток времени оценка расстояния в 50 верст у местных жителей по реке Чир практически не изменилась.
В Описи и ведомости Войска Донскаго записных в 763-м году… найдено две записи с обозначением 50 вёрст от станицы Нижней Чирской «по речке Чиру»:
«У казака Харлана Кошенского в войсковом юрту по речке Чиру в урочище Абривах растоянием от станицы в пятидесяти верстах при хуторе…» [2];
«У казака Карнея Трубачева в войсковом юрте по речки Чиру в урочище Саланецком займищи ростоянием от станицы в пяти десяти верстах при хуторе…» [3].
По карте Шуберта (Специальной карте Западной части Российской Империи), 1860 г. в пойме реки Чир находим хутора Обрывской и Солонецкой.
Далее если совместить карту Шуберта с современными картами то место расположения Чирской пустыни определяется на берегу реки Чир в промежутке между современным хутором Солонецкий Обливского района Ростовской области и местом, где когда-то находился ныне не существующий хутор Обрывской Обливского района Ростовской области в трёх километрах от хутора Солонецкий выше по течению реки Чир.

[1] Тайная сказка Донского священника Ермолая. 3 июля 1686 г. // Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным археографической комиссией. СПб., 1872. Т. XII. С. 130.

[2] РГВИА. Ф. 13. Оп.1/107. Связка 105. Д. 149. Л. 689.

[3] РГВИА. Ф. 13. Оп.1/107. Связка 105. Д. 149. Л. 694 об.

© Секретёв Сергей Александрович. 2011 г.


Список литературы:

Расколъ на Дону въ концѣ XVII вѣка. В. Г. Дружинин. С.-ПЕТЕРБУРГЪ. 1889 г.
Расколъ и секты Русской церкви (1003-1897 г.) изложенныя Iоганномъ Герингомъ. Часть I-я. С.-Петербургъ. 1903 г.
Дополненiя къ Актамъ историческимъ. Собраныя и изданыя Археографическою комиссiею. Томъ 12. Санкт-Петербургъ. 1872 г.
Иконное наследие Орловского края XVIII — XIX веков. М. А. Комова. Москва. 2006 г.
Словарь русских иконописцев XI — XVII веков. Редактор-составитель И. А. Кочетков. Издание   2-е, исправленное и дополненное. Москва. 2009 г.
Житие Иова Льговского // Родина. 1990. № 9. С. 48-55.
Житие Иова Льговского // Церковь. 1992. № 2. С. 32-40.
Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 23 (161). История. Вып. 33. С. 38–43.

© Секретёв Сергей Александрович. 2011 г.

Добавить комментарий