Станция Чир — хутор Новомаксимовский. Исторические локации

Любителям истории Донского края предлагаю прогуляться по моей локальной карте окрестностей станции Чир и сельского поселения Новомаксимовского с локацией исторических объектов и с комментариями к ним.


Жмите на ссылку ниже:

https://yandex.ru/maps/?l=sat%2Cskl&ll=43.157326%2C48.483628&mode=usermaps&source=constructorLink&um=constructor%3A5f9bc45d17102af5853e04997a1e5864155322910277d94cc924ed8e455ef50c&z=14

Станция Чир — хутор Новомаксимовский. Исторические локации

Вход на карту по QR-коду:

Вход на карту Станция Чир — хутор Новомаксимовский. Исторические локации

16.10.2023 г. добавлены фото в описании «Насыпь военно-полевой ж. д.»


Курган Ворошиловский

Курган Ворошиловский назван в честь командующего 5-й армии Донецко-Криворожской республики Ворошилова К. Е. Во время Гражданской войны в период с 16 июня по 2 июля 1918 года на кургане располагался наблюдательный пункт Ворошилов К. Е., который руководил обороной и восстановлением взорванного Рычковского моста. «…Наутро мы заметили среди белых большую суетливость и увеличение численности. К полудню к нам на участок прибыли тт. Ворошилов и Руднев. Я заметил прибывшим, что их появление на боевом участке почти всегда ознаменовывается со стороны казаков переходом в наступление и что уже сейчас заметно оживление в лагере противника. И действительно, вскоре казаки повели наступление. Мы установили, что наступают по крайней мере 7 цепей. Нужно заметить, что к этому времени наши части уже закалились. Вначале при появлении казаков, даже за 4–5 км, наши цепи поднимали неимоверную пулеметную и ружейную стрельбу. В последнее же время наши части приобрели выдержку и стойко выдерживали приближение неприятельских частей, сохраняя спокойствие. Было отдано распоряжение не стрелять до открытия пулеметного огня с командного кургана, на котором находились мы с тов. Ворошиловым…» (Возвышение Сталина. Оборона Царицына / ред.-сост. В. Л. Гончаров).

Курган Ворошиловский. 2020 г.

Координаты: 48.467277, 43.338212

Хутор Скиты / Турчёнков

Хутор Лучинской Скиты обозначен на карте Шуберта (Специальной карте Западной части Российской Империи), 1860 г. На Генеральной карте Земли Войска Донского из атласа Теврюнникова 1797 года на данном месте обозначен хутор Турчёнков.

Место, где располагался хутор Скиты и хутор Турчёнков

Координаты: 48.485281, 43.364349

Балка Рубёжная

Балка Рубёжная во время Гражданской войны в период с 16 июня по 2 июля 1918 года являлась линией разграничения между войсками 5-й армии Донецко-Криворожской республики под командованием Ворошилова К. Е. и сводным Калачёвским отрядом под командованием полковника Макарова Г. Е. (уроженец станицы Пятиизбяновской) состоявшим из 43-го конного полка и 45-го пешего полка Донской армии Всевеликого войска Донского.

Балка Рубежная. 2020 г.

Координаты: 48.490446, 43.368137

Мост ж. д. Рычковский

Железнодорожный мостовой переход Рычковский. Впервые строительство однопутного ж. д. мостового перехода через реку Дон в районе хутора Рычковский было начато в 1898 году вместе с началом строительства Восточно-Донецкой железной дороги. В эксплуатацию мост был введён в июне 1900 года. Во время Гражданской войны 25 мая 1918 года перед эшелонами 3-й и 5-й армиями Донецко-Криворожской республики, прорывавшихся под руководством Сергеева Ф. А. (Артёма) и Ворошилова К. Е. из Донбасса в г. Царицын один 24-х метровый пролёт моста был взорван. Ответственность за подрыв Рычковского моста никто из представителей Донской армии Всевеликого войска Донского на себя не взял. В книге Гончарова Владислава Львовича и Меликова Владимира Арсеньевича «Возвышение Сталина. Оборона Царицына» высказывается предположение о диверсии со стороны председателя революционного военного совета города Царицына Минина Сергея Константиновича. «…боялся прихода в Царицын красногвардейских, большевистских эшелонов во главе с тов. Ворошиловым…». В кратчайший срок в полевых условиях мост был восстановлен и 30 июня первым по восстановленному мосту прошёл бронепоезд «Черепаха», а за ним двинулись все эшелоны с армиями Донецко-Криворожской республики.

Рычковский мост. 1918 г.

После Гражданской войны Рычковский мост претерпел первую масштабную реконструкцию. Во время Сталинградской битвы 08 августа 1942 года перед наступающими германскими войсками под руководством майора инженерных войск Артёменко Ивана Тимофеевича были взорваны все 11 пролётов моста. При этом подрыв производился не электродетонаторами, а огневым способом (бикфордов шнур). При выполнении операции погибло 11 сапёров. Германским войскам за период оккупации так и не удалось восстановить мост и они вынуждены были снабжать свою почти миллионную сталинградскую группировку в основном с использованием автотранспорта через Калач на Дону по раскисшим осенним дорогам, что приводило к огромному материально-техническому дефициту у германских войск в районе Сталинграда.

Рычковский мост. Сентябрь 1942 г.

Сразу после освобождения от германской оккупации прилегающих к мосту территорий начались подготовительные работы к восстановлению моста. Было образовано «Строительство № 500» во главе с начальником Центрального управления пути НКПС B. C. Гавриловым и главным инженером Н. Ф. Бобриковым. И уже 11 января 1943 года начались непосредственно строительные работы. Максимально использовались обрушенные конструкции и материалы, оставленные противником при отступлении, проектировали, изготовляли и применяли подъёмное и такелажное оборудование и конструкции опор и пролетных строений из тех материалов, которые были под руками.

Рычковский мост сразу после восстановления в 1943 году

6 марта 1943 года мост встал из руин и была проведена его обкатка паровозом. И тут же последовал массированный налёт фашистской авиации. Было разрушено одна опора и два пролётных строения. Погибли 102 строителя и инженеров и среди них инженеры А. А. Васильев и A. M. Черкесов, которым посмертно в ноябре 1943 года было присвоено звание Героев Социалистического Труда. Через 16 суток после бомбардировки мост через Дон вновь был восстановлен. В 1951-52 гг. при сооружении Волго-Донского водного пути мост был вновь полностью реконструирован под пропуск многотоннажных судов.

Рычковский мост. 2020 г.

Координаты: 48.448597, 43.350030

Мост ж. д. Шестисаженный

Шестисаженный мост. 2015 г.

Каменные опоры железнодорожного шестисаженого мостового перехода через русло балки Трёхтубочная. Мостовой переход железнодорожный Восточно-Донецкой железной дороги с отверствием 6,00 сажени с верхним строением из литого железа балочной клёпанной конструкции был построен и введён в эксплуатацию в июне 1900 года. Длинна фермы моста 6,515 сажени (13,900 м), ширина фермы 0,858 сажени (1,830 м). Вес пролёта 688,53 пудов. Опоры каменной кладки из отборного бутового камня. Выведен из эксплуатации в 1952 году по причине сооружения Волго-Донского водного пути и из-за затопления Цимлянским водохранилищем участка железнодорожного полотна на котором располагался мост. В 60-е — 70-е года ХХ века остатки (каменные опоры) моста использовались детьми хуторов Верхнечирского и Рычковского, как вышка для прыжков в воду при купании.

Шестисаженный мост. 1969 г.

Координаты: 48.476615, 43.241074

Будка ж. д.

Железнодорожная будка поста нерегулируемого ж. д. переезда отображена на Топографической карте Генерального штаба Красной армии М-38-123 (Нижне-Чирская) 1см=1км. 1941 г. Будка функционировала вплоть до 1943 года. Во время Салинградской битвы в 1942 году ж. д. будка являлась важным опорным пунктом за который шли ожесточённые бои. Часто фигурировала в сводках и в боевых отчётах Советских войск и германской армии.

Будка на германском аэрофотоснимке. Декабрь 1942 г.

Координаты: 48.473526, 43.210628

Насыпь старой ж. д.

Основание пути (насыпь) старой трассы Восточно-Донецкой железной дороги. Участки пути бывшей Восточно-Донецкой железной дороги построенной 10 июня 1900 года выведенные из эксплуатации в 1952 году по причине затопления или риска затопления Цимлянским водохранилищем после сооружения Волго-Донского водного пути.

Насыпь старой железной дороги. 2015 г.

Координаты: 48.473838, 43.216075
                         48.472336, 43.257631
                         48.463045, 43.307276

Станица Верхне-Чирская

Станица Верхне-Чирская (Старая водокачка).
До 1672 года станица Верхне-Чирская во всех исторических актах именуется как Чирской городок. Чирской городок первый раз упоминается в документе «Роспись от Воронежа Доном — рекою до Азова, до Черного моря сколько верст и казачьих городков и сколько по Дону всех казаков, кои живут в городках» датируемой предположительно 1593 г.:
«…ПЯТЬ ИЗБ. В 30 верстах от Голубых, на крымской стороне. 50 казаков, «Угодно рыбою. От Царицына днище ходу». ЧИР. В 60 верстах от предыдущего, на крымской стороне. 100 казаков…».
В дошедших до нас актах Российского государства казачий городок Чир так же упоминается ещё:
«… Донские казаки идут в верхние казачьи городки к Пяти-Избам, и к Чиру, и в Голубые, и в Стреличьи и в Паншино…» («Отписка воронежского воеводы князя Савелья Ивановича Козловскаго о военных действиях Яицких казаков и о походах их на Волгу для грабежа царских и Немецких судов» 21 января 1637г.);
«…Городок Чир от Пяти Изб 60 верст, на Крымск[ой сто]роне стоит, 100 казаков живет…» («Дорожник» из «Сборника из Собрания Московской духовной академии». Первая половина XVII века. Рукопись на 584 лл).
В списке, составленном в 1672 году в Посольском приказе со слов станичного атамана Фрола Минаева названы уже два Чирских городка: Чир-Верхний и Чир-Нижний. Надо чётко понимать, что городок Чир-Нижний упоминаемый в вышеуказанном списке не имеет никакого отношения к ранее упоминаемым в различных исторических актах городку Чирскому, так как на 1672 год являлся совершенно отдельным населённым пунктом, располагавшимся вообще на другом берегу реки Чир. Поэтому правомерно можно сделать вывод, что декламируемый сегодня год основания станицы Нижне-Чирской, как 1637 г. никак не соответствует действительности, так как в 1637 году в «Отписке воронежского воеводы…» был указан городок Чир, который впоследствии был переименован в Верхний Чирской городок. Отсюда вытекает вывод, что населённый пункт Нижний Чир не с 1637 года должен вести своё летоисчистление, а с 1672 года.
В 1718-м году согласно «Крестоприводной книге войска Донскаго на верность наследнику Всероссийскаго Престола Царевичу Петру Петровичу» в уже не в городке, а в станице Верхней Чирской на верность Царевичу Петру Петровичу присягнули 160 казаков включая атамана станицы Кузьму Антоньева. А вот, что интересно в станице Нижней Чирской наследнику престола Петру Петровичу присягнули 88 казаков включая атамана станицы Ивана Фёдорова. По почти двухкратному превышению количества казаков в станице Верхней Чирской относительно к количеству казаков в будущей окружной станице Нижней Чирской можно сделать вывод, что станица Нижняя Чирская на 1718 год была достаточно молодой станицей по отношению к Верхней Чирской.
Из собрания документов присяг казаков Войска Донского 1718 года на верность наследнику Царевичу Петру Петровичу вскрывается ещё один интересный сравнительный факт между Станицами Верхней Чирской и Нижней Чирской. При изучении информации из  «Присяги Города Черкаского что на Дону и донских козаков, духовных и светских в верности Российского Престола наследнику Петру Петровичу» выясняется, что в станице Верхней Чирской на то время отсутствовали представители духовенства, а по станице Нижней Чирской в «Присяги…» написано: «…поп Климонт Михайлов у присяги был Крест и Евангелие целовал и руку приложил…». Городок Чирской, который впоследствии переименованный в Верхний Чирский был основан и изначально заселён казаками ещё до  церковного раскола в Русской православной церкви, начавшегося в 1650-х годах. Поэтому в городке, а впоследствии и в станице Верхней Чирской оставалось среди старожилов очень много приверженцев старой веры (староверов), которые не спешили обзаводиться священником и храмом постреформенной Русской православной церкви. А население городка-станицы Нижней Чирской формировалось из вновь прибывающих переселенцев из Великороссии и Малороссии, которые в своём большинстве были приверженцами постреформенной Русской православной церкви, что и побудило нижнечирцев быстрее казаков Верхней Чирской построить храм и организовать приход новой Русской православной церкви. 
И только в 1751-м году в станице Верхне-Чирской была построена православная церковь Покрова относящаяся к канонической Русской православной церкви, а священником в ней в 1764-м году был Ефимий Тимофеев.
Во второй половине XIX века действительную службу молодые казаки станицы Верхне-Чирской проходили в 4-м полку 4-го полкового звена и в 6-м полку 6-го полкового звена. Во время войны казаки 2-й очереди (25 — 29 лет) призывались в 21-й полк 4-го полкового звена и в 23-й полк 6-го полкового звена, а казаки 3-й очереди (30 — 33 лет) призывались в 38-й полк 4-го полкового звена и в 40-й полк 6-го полкового звена. Сборный пункт для полков 4-го полкового звена находился в станице Качалинской, а 6-го полкового звена в станице Нижне-Чирской.
Согласно Алфавитного списка населенных мест Области Войска Донского в 1915 году в станице Верхне-Чирской насчитывалось: число дворов — 323; число десятин земельного довольствия — 10547; число жителей (мужчин) — 786; число жителей (женщин) — 707. Согласно Памятной книжки Области Войска Донского за 1916 год в юрт станицы входили хутора: Ерицкий, Бурацкий, Больше-Осиновский, Кадыковский, Чудин, Рычков, Ковылёв, Ермохин, Дёмкин, Немков, Свиридов, Жирков, Логовской, Погодин, Максимов, Маркин, Попов, Митяев, Александрин, Верхне-Осиновский, Суровикин, Нижне-Осиновский, Лукичёв, Лабакин, Камышанов, Савин, Стариков. От каждого хутора избирался выборный (мужского пола), а выборные избирали станичного атамана.
Станица Верхне-Чирская на начало ХХ века имела 2 церкви по 8 и 6 колоколов соответственно: православную и австрийскую («беглопоповскую»), а также ещё была молельня старообрядческая. Православная церковь Покрова была построена в 1751-м году, в 1764-м году священником в ней был Ефимий Тимофеев. На начало ХХ века в станице имелось одноклассное приходское училище (в 1900 году почётный блюститель г. секр. Евстафий Григорьевич Золотов, законоучитель священник Леонтий Колышкин, учитель Матвей Иванович Пономарёв, преподаватель гимнастики урядник Мурзин).
На всю станицу был только один фельдшер. На начало ХХ столетия Верхне-Чирская так же имела почтовое отделение начальником которого в 1916-м году был Персиянов Павел Арсеньевич.
Здание станичного правления было из точёного камня и имело смотровую вышку 8 метров высотой. Вышка выполняла пожарную и сторожевую функции. На ней ждали приезда окружного атамана – было видно далеко. Станица имела водопровод — на центральной площади (на майдане) и у Правления были краны общего пользования. Был сад с декоративными и фруктовыми деревьями. В станице были построены так же 4 ссыпных амбара. Выращенная в округе пшеница доставлялась из хутора Ново-Максимовского (станция Чир) в Верхне-Чирскую и по Дону отправлялась за границу. Имелась пристань.
В Верхне-Чирской была водокачка, качала на станцию Чир воду для паровозов (сейчас место, где был водозабор называется «Старая водокачка»).
Недалеко от станицы Верхне-Чирской (2-3 км) был лес сосновый площадью 60 га (во время Великой Отечественной войны этот лес немцы весь порубили).
Согласно Памятных книжек области войска Донского за 1900 — 1916 гг. атаманами станицы Верхне-Чирской были:
1900 — 1901 гг. — подъесаул Иван Михайлович Максимов;
1902 — 1916 гг. — урядник Фёдор Григорьевич Золотов
В 1905 году Фёдор Григорьевич Золотов поддерживал большевиков. В гражданскую – отступал, юлил и перед красными и перед белыми (со слов Старикова Амоса Варламовича 1899 г. р., ум. 14 июля 1982 г.). В саду Золотова Ф. Г. дорожки были выложены булыжником. Кучером у него был Жаглин Александр Алексеевич.
В правлении станицы были писарь военный, писарь гражданский, был ещё и атаман поселения самой станицы.
Атаманами поселения самой станицы Верхне-Чирской согласно Памятных книжек области войска Донского за 1905 — 1916 гг. были:
1905 — 1913 гг. — урядник Иван Осипович Каратаев;
1914 — 1915 гг. — урядник С. Колышкин;
1916 г. — урядник С. Кохановсков.
Самым богатым в станице был казак Хома Прохоров. По рассказам Старикова Амоса Варламовича. Хома Прохоров имел в своём хозяйстве 8 верблюдов, а так же имел в наличии паровую машину — «паровоз зарытый в землю по колёса». Но скорей всего Стариков Амос Варламович за паровоз принял достаточно распространённый в те времена в России локомобиль — передвижную паровую машину, предназначенную для приведения в действие различных сельскохозяйственных механизмов: у казака Прохорова были молотильня немецкая (молотила хлеб), имелась просорушку (снимала рубашку с проса), так же была в наличии маслобойка.
В станице были частные торговые лавки – 6 штук.
Вначале XX века в станице регулярно проводились ярмарки: Казанская с 8-го по 10-е июля (торговали разными товарами); Трёх-Святительская с 30-го января по 2-е февраля (торговали скотом).
Сразу после Революции 1917 года, как и по всему Дону, большинство молодых казаков поддержали большевиков, а старшее поколение выступило на стороне вновь образованной 8 мая 1918 года Донской республики (Всевеликого Войско Донского) под руководством атамана Краснова П. Н.
Во время Гражданской войны с 30 мая по 03 июля 1918 года в районе станицы Верхне-Чирской велись боевые действия между войсками 5-й армии Донецко-Криворожской республики под командованием Ворошилова К. Е. и сводным отрядом восставших казаков 2-го Донского округа под командованием генерал-майора Мамонтова К. К. состоявшего из 40-го Есауловского, 41-го Суворовского, 42-го Нижне-Чирского пехотных казачьих полков, а также двух полковой конной бригады во главе с есаулом Поповым. Непосредственно в районе станицы Верхне-Чирской со стороны войск Донецко-Криворожской республики оборону держал отряд богураевских шахтёров.
После Гражданской войны в станице Верхне-Чирской был создан колхоз «Верный путь», который имел земельных угодий 7000 га. Колхоз имел следующие постройки:
дом правления колхоза, здание церкви, 3 жилых дома, 5 жилых хат, детскую площадку, птичник,14 амбаров, свинарник, новый птичник, хату-сушильню, сарай МТФ, 2 воловни, родильное отделение коров, телятник, дом искусственного осеменения, плотничную мастерскую, 18-сильный двигатель, 3 культполевых стана.
В период Великой Отечественной войны в районе cтаницы Верхне-Чирской шли ожесточённые бои. Причём бои были невероятной интенсивности, как при обороне на дальних подступах к Сталинграду, так и при освободительном наступлении Красной армии. Станица Верхне-Чирская находилась под оккупацией германских войск с 27-го июля по 15 декабря 1942 года.

Станица Верхне-Чирская. Декабрь 1942 года

Во время оккупации немцами было почти все разграблено и сожжено.
Злодеяния немецко-фашистских оккупантов на территории Сталинградской области / Селезнёв Д. А. / Молодой ученый. — 2016. — № 24: «За время пребывания немцев в Нижнечирском районе уничтожено 8 хуторов. Полностью уничтожен 1 хутор, он не имел ни одного домика — это хутор Лесинский, он насчитывал 63 дома. Разрушено село Рычковское, было 50 с лишним домов, ни одного дома не осталось целого, все дома до основания были сожжены. Разрушена станица В. Чирская, разрушен хутор Ново-Максимовский — это хутор очень большой, городского типа [Государственный архив Волгоградской области (ГАВО) Ф. 6088. Оп. 1. Ед. хр. 12. с. 22]».
Сразу после освобождения от оккупации в 1943 году верхнечирский колхоз «Верный путь» имел уже: 2 дома, 3 хаты, 1 мельницу, 1 кузню, 1 плотничную мастерскую, 3 амбара, начальную школу. В 1943 году в станице проживало 67 семей.
В 1944 году построено: воловня, конюшня на десять голов, баз для волов, навес для зерна и подвал.
в 1945 году построено: воловня, конюшня на 5 голов, навес для зерна, свинарник и куплен 1 дом.
в 1946 году построено: 1 птичник, конюшня на 6 голов, навес для зерна, баз для волов, дом для сельского Совета, клуб.
С 1948 года работают начальная школа и сельский Совет. Председатель сельского Совета – Пастухов Степан Фёдорович. Председатель колхоза Черноморов Никита Никитович.
На 7 января 1949 года в станице Верхне-Чирской всего 116 дворов, из них колхозных дворов 82, единоличники 2, рабочих, служащих и других – 32 хозяйства.
В марте 1949 год появилась сельская лавка.
С 1950 года организован собственный тракторный парк и колхоз носит название «Ленинский путь». 
На 10 августа 1951 года колхоз «Ленинский путь» имеет 5 тракторов и 5 сеялок.
На 23 августа 1951 года колхоз имеет: крупного рогатого скота – 655 голов, лошадей – 78 голов, свиней – 250 голов. Председатель колхоза – Черноморов Н.Н.
На 19 января 1952 года население – 142 хозяйства, колхозников – 104 хозяйства, служащих – 38 хозяйств.
На 7 апреля 1952 года тракторов – 12 единиц, сеялок – 10 единиц, прицепов – 3 единицы.
На 28 мая 1952 года заведующей школой была Приходченко К. М. председателем сельского Совета – Подгорный А. А.
17 ноября 1952 года колхоз «Ленинский путь» объединён с колхозом им. Жданова. Стало: крупного рогатого скота – 1052 головы, лошадей – 123 головы, овец – 380 голов, коз – 2800 голов, кур – 2000 голов.
В 1952 году все жители станицы Верхне-Чирской переселены в хутора Новомаксимовский и Верхнечирский по причине сооружения Волго-Донского водного пути и из за затопления места бывшего расположения станицы Цимлянским водохранилищем.

Остатки разрушенных зданий станицы Верхне-Чирской. 2015 г.

Координаты: 48.438188, 43.205863

Бугор Кожевенный

Название Кожевенный данная возвышенность, а затем остров на Цимлянском водохранилище получил от кожевенного завода располагавшегося в этом месте вплоть до 1918 года. Первое упоминание о Кожевенном заводе находится в «Указателе фабрик и заводов Европейской России. Материалы для фабрично-заводской статистики. Издание третье. 1894 года». Владел заводом казак станицы Верхне-Чирской Камышанов Дорофей Иванович. Год основания завода 1887 г. На 1890 год наёмных работников на заводе — 3 человека. Количество кожи выработанной в 1890 г. — 400 пудов. Выручено денег от продажи произведённой кожи в 1890 г. — 2 000 рублей. В 1918 году завод был полностью разобран для ремонта взорванного Рычковского ж. д. моста через реку Дон красноармейцами 3-й и 5-й армий Донецко-Криворожской республики, прорывавшихся под руководством Сергеева (Артёма) Ф. А. и Ворошилова К. Е. из Донбасса в г. Царицын.
«…Плавучий мост (из материалов разобранного кожевенного завода) был наведен. На рассвете стрелковые части Коммунистического отряда выбили казачьи заставы из тальниковых кустов левого берега, конница Щаденко перешла Дон и бросилась на хутора…». (Алексей Толстой. ХЛЕБ). Во времена Великой Отечественной войны данная точка локации имела одно из ключевых значений для Сталинградской битвы. Здесь адъютантом фельдмаршала Фридриха Паулюса Вильгельмом Адамом была создана боевая группа «Адам» для остановки наступления Советских войск на станицу Нижне Чирскую и для сохранения плацдарма на восточном берегу реки Дон, который в дальнейшем планировалось германским командованием использовать для деблокирующего удара в сторону окруженных в Сталинграде войск Паулюса. В районе Кожевенного бугра у германских войск была понтонная переправа через Дон. Немецкому командованию не удалось осуществить план деблокирующего удара в районе Кожевенного бугра по причине обескровливания приготовившихся к наступлению войск вермахта наступающими в районе станции Тацинская (операция «Малый Сатурн») и в районе совхоза № 79 Советскими войсками.
В 60-е — 70-е года ХХ века на Кожевенном бугре был пляж хутора Верхнечирского.

Кожевенный бугор. 2015 г.

Координаты: 48.455214, 43.229044

Интернат

Интернат железнодорожной школы № 69 Приволжской железной дороги. Построен вместе со школой № 69 в 1953 году — в году образования Приволжской железной дороги. Изначально интернат предназначался для проживания и обучения детей живущих на ж. д. казармах Волгоградского отделения Приволжской железной дороги. Впоследствии в интернате проживали и обучались в школе № 69 и дети расположенных недалеко от станции Чир хуторов Суровикинского района Волгоградской (Сталинградской) области (х. Бурацкий, х. Погодин, х. Гремячий, х. Вязовской, х. Яблоневый).

Интернат. 1963 г.

Координаты: 48.483068, 43.184976

Депо паровозное новое

Паровозное депо построенное в конце 40-х начале 50-х годов ХХ века под руководством начальника депо Атаманова Николая Николаевича взамен взорванного в 1942 году отступающими Советскими войсками паровозного депо, которое располагалось рядом с вокзалом станции Чир.

Атаманов Николай Николаевич. Род 1907 г. на станции Арчеда С 1943-го года Начальник депо на ст. Чир (под его руководством в рекордно короткие сроки было восстановлено паровозное депо на станции Чир сразу после немецкой оккупации). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05 ноября 1943 г. «За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» присвоено звание Героя Социалистического Труда. Умер в 1973 году.

Координаты: 48.481253, 43.180897

Урочище Пески

Урочище Пески в 60-х — 80-х годах ХХ века было пляжем хутора Новомаксимовского.

Координаты: 48.460385, 43.140219

Хутор Ерицкий

Хутор Ерицкий обозначен на Подробной карте земли Войска Донского 1822 года. В 1952 году все жители хутора переселены в хутор Новомаксимовский по причине сооружения Волго-Донского водного пути и из-за затопления участка Цимлянским водохранилищем.

Место, где располагался хутор Ерицкий. 2014 г.

Место, где располагался хутор Ерицкий. 2014 г.

Координаты: 48.457662, 43.125057

Хутор Старомаксимовский

До постройки в 1900 г. станции Чир Восточно-Донецкой железной дороги и образования рядом со станцией хутора Новомаксимовского хутор Старомаксимовский именовался, как хутор Максимов. Хутор Максимов обозначен на «Подробной карте Российской империи и близлежащих заграничных владений» 1816 г. (Столистовая карта).

Координаты: 48.494968, 43.096844

Лагерь военнопленных

Германский лагерь военнопленных № 251 — «Дулаг-251» (Durchgangslager – пересыльный лагерь). Лагерь военнопленных № 251 на данном месте просуществовал с августа по октябрь 1942 года. С наступлением холодов военнопленные лагеря № 251 плоть до момента освобождения Советской армией 23 ноября 1942 года были размещены в неотапливаемых производственных помещениях. «При освобождении временно оккупированной советской территории особорганами задокументирован ряд фактов зверств, совершавшихся немецко-фашистскими оккупантами над мирным населением донских станиц и над военнопленными.
Освободив х. Ново-Максимовский, Сталинградской области, наши бойцы обнаружили в двух кирпичных зданиях с замурованными окнами и забитыми дверями 76 советских военнопленных, 60 из них умерли от голода, часть трупов разложилась. Остальные военнопленные — полуживые, в большинстве не могущие от большого истощения подняться на ноги…» (Спецсообщение ОО НКВД ЮФ в УОО НКВД СССР № 74 от 24 января 1943 г. «О зверствах немецко-фашистских захватчиков»). Свидетельство Виктора Лукьяновича Михайлушкина 1931 года рождения: «Пленных наших я видел за колючей проволокой, где знак «лагерь». С дедом мы ходили к Старомаксимовке на бахчи. Что-то нашли. Но проходя мимо лагеря военнопленных, видя их за колючей проволокой голодных, арбузы отдали. Проходя мимо Заготзерна, со стороны казармы у железной дороги увидели навстречу идущих большую группу пленных. Они шли по сгоревшему зерну. Метра 3-4 в сторону, у разбитого склада зерно было не полностью сгоревшее. Один пленный с котелком выбежал из толпы за этим зерном — конвоир его пристрелил». «Пленных охраняли и немцы и типа власовцы — не полиция». 
Свидетельство заместителя командира по политической части 23-го гвардейского артиллерийского полка гвардии подполковника Крылова Валериана Андреевича (Книга Крылов В.А. Обыкновенные гвардейцы): «На всю жизнь запомнился лагерь для военнопленных в Ново-Максимовском. Он занимал огромную площадь, изрытую норами и огороженную колючей проволокой. На его территории много трупов. Их никто не убирал. А те, кто пережил весь ужас фашистского заточения, были похожи на двигающихся мертвецов.
Мы вытащили из ямы одного узника. Говорю ему:
— Ничего, теперь все уже позади, старик. Подлечишься, и все будет в порядке.
— Какой я старик, — чуть слышно прошептал боец. — Мне всего двадцать шесть лет…
Он достал из кармана горсть обгорелой пшеницы.
— Вот она, матушка, сохранила мне жизнь. Подлечусь — пойду бить фашистов. Уж я им попомню лагерь, попомню… «

Мемориал на месте расположения германского лагеря военнопленых № 251. Май 2022 г.

Координаты: 48.484629, 43.144822

Заготзерно

Зернозаготовительный пункт заготовительной сети Всесоюзного объединения по заготовке зерновых продуктов «Заготзерно» Комитета заготовок Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР. Всесоюзное объединение по заготовке зерновых продуктов «Заготзерно» было организовано на основании Постановления СНК СССР и СТО № 137 от 13 февраля 1932 года. Структура Комитета заготовок Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР строилась на принципе полной централизации, уполномоченные подчинялись Комитету и не зависели от местных исполкомов. На территории Нижне-Волжского края была создана Нижне-Волжская краевая контора и заготовительные пункты в состав которой и входил зернозаготовительный пункт станции Чир.
В 1934 году в связи с образованием Сталинградского края была образована Сталинградская краевая контора «3аготзерно». В декабре 1936 года с преобразованием Сталинградского края в область Сталинградская краевая контора В/О «Заготзерно» была упразднена, а создана областная.
Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 24 мая 1938 года проведено разукрупнение Всесоюзного объединения «Заготзерно» и созданы Всесоюзное объединение «Центрозаготзерно», Всесоюзное объединение «Югозаготзерно», Всесоюзное объединение «Востокзаготзерно». В этом же году образован Наркомат заготовок СССР, Сталинградская областная контора с подведомственной сетью заготовительных пунктов, элеваторов перешла в ведение Всесоюзного объединения «Центрозаготзерно» Наргкомата заготовок СССР.
Сталинградская областная контора Всесоюзного объединения Центрозаготзерно (В/О Центрозаготзерно) в пределах обслуживаемой территории осуществляла следующие функции:
— организацию приемки и хранения на заготпунктах, базах и др. предприятиях Заготзерно хлебопродуктов и хлебофуража, поступающих в порядке всех видов хлебосдачи и хлебозакупки;
— контроль за правильным и своевременным производством расчетов с хлебосдатчиками по всем видам сдачи и закупок хлеба;
— организацию и проведение инструктажа контрагентов (потребкооперации, промпредприятий и проч.) в части правильной приемки и хранения хлеба. Контроль за количественной и качественной сохранностью и правильным расходованием хлеба. А равно за производством правильных расчетов с хлебосдатчиками;
— проведение мероприятий по сохранности и улучшению качества хранимого зерна и продукции;
— организацию снабжения хлеботоргующих предприятий хлебофуражом и продукцией по планам и нарядам и прочие функции.
Также Облконтора руководила деятельностью непосредственно подчиненных ей элеваторов, заготовительных пунктов, реализационных баз, тарных фабрик, тароремонтных мастерских и других хозяйственных предприятий и организаций Заготзерно на подведомственной территории .
В 1937 году началась подготовка к работе в условиях мобилизации и войны. Для системы В/О Заготзерно основными задачами здесь являлись:
— разработка мобилизационного плана, проведение мероприятий по своевременной передаче мобфондов хлебофуража Рабочее-Крестьянской Красной армии (РККА);
— образование и хранение мобфондов хлебофуража;
— дислокация коммерческих ресурсов с учетом интересов обороны;
— бронирование рабочей силы и подготовка кадров с учетом интересов обороны;
— разработка планов эвакуации и разгрузки;
— осуществление мероприятий по противовоздушной обороне.
В 1941 году Сталинградская областная контора из ведения В/О «Центрозаготзерно» переведена в подчинение В/О «Югозаготзерно» Наркомата заготовок СССР, а в декабре 1943 года она вновь вошла в систему «Центрозаготзерно» Наркомата заготовок СССР.
В 1942 году складские помещения зернозаготовительного пункта на станции Чир были взорваны отступавшей Советской армией. После завершения германской оккупации весь комплекс складских зданий зернозаготовительного пункта станции Чир был полностью восстановлен.
В связи с преобразованием Наркомата заготовок СССР в Министерство заготовок СССР (Закон Верховного-Совета СССР от 15 марта 1946 г.). В/О «Центрозаготзерно» перешло в ведение Министерства заготовок СССР.
В соответствии с Законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1953 года Министерство заготовок СССР было упразднено и создано союзно-республиканское Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР. А Всесоюзное объединение «Центро» — «Юго» -«Востокзаготзерно» были вновь объединены в одно Всесоюзное объединение «Заготзерно», Сталинградская областная контора с подведомственной сетью соответственно вошла в ведение В/О «Заготзерно» Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 ноября 1953 года вновь было образовано общесоюзное Министерство Заготовок СССР». В 1955 году при В/О «Заготзерно» Министерства заготовок СССР была образована Российская республиканская контора «Заготзгерно», в систему которой и была передана Сталинградская областная контора «Заготзерно». Указом Верховного Совета СССР от 31 мая 1956 года проведена реорганизация Министерства заготовок СССР в союзно-республиканское Министерство хлебопродуктов. При Министерстве хлебопродуктов РСФСР образовано Главное управление по приемке, хранению зерна, хлебопродуктов, масличных культур, сена и семян трав («Росглавзерно»). В связи с этим Сталинградская областная контора переведена в подчинение «Росглавзерно» Министерства хлебопродуктов РСФСР.
В соответствии с приказом № 199 Министерства хлебопродуктов РСФСР от 30 апреля 1957 года «Об организационной структуре Министерства хлебопродуктов РСФСР» управление «Росглавзерно» и конторы были упразднены, а образованы областные управления хлебопродуктов с подчинением их Министерству хлебопродуктов РСФСР. Согласно такой реорганизации Сталинградская областная контора «Заготзерно» с подведомственной сетью была ликвидирована в 1957 году.

Памятный знак «Серп и молот» в районе бывшего места расположения Заготзерно. 2017 г.

Координаты: 48.483720, 43.149589

Воинское захоронение

Воинское захоронение ВМЦ 34-674. Вид захоронения братская могила. Размер захоронения 8х10 м. Памятник (надгробие) представляет собой бетонный обелиск высотой 8 м, увенчанный пятиконечной звездой, воздвигнут в 1968 году. Количество захоронённых 582 человека. Первые захоронения воинов Советской армии в данном месте начали производиться в 1943 году в большую воронку от авиабомбы. Убиенных в воронку свозил на телеге запряженной лошадью житель хутора Новомаксимовского Пётр Наумович Горин.

Воинское захоронение ВМЦ 34-674. Хутор Новомаксимовский 2021 год.

Координаты: 48.480152, 43.158907

Станция Чир

Вокзальное здание железнодорожной станции Чир. Построено в 1900 году. В здании располагались: билетная касса, зал ожидания, Ленинская комната работников железной дороги (в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века в Ленинской комнате находился первый телевизор на станции Чир, смотреть который ходили все жители хутора Новомаксимовского, как в кинозал), также в здании располагались административные и производственные помещения персонала железной дороги.

Здание вокзала станции Чир. 2014 год.

Координаты: 48.482553, 43.161325

Фундамент водонапорной башни

Фундамент водонапорной башни 1900 года постройки на станции Чир. 2014 год.

Фундамент старой водонапорной башни. Водонапорная башня для заправки паровозов водой была построена в 1900 году при строительстве Восточно-Донецкой железной дороги вместе со строительством железнодорожной станции Чир. В июле 1942 года башня была взорвана отступавшими советскими войсками.

Разрушенная водонапорная башня на станции Чир. 1943 год.

Координаты: 48.482100, 43.161108

Казарма ж. д. 265 км

Казарма железнодорожная 265 км построена в начале 1900-х годов ХХ века при строительстве Восточно-Донецкой железной дороги. Казарма предназначалась для базирования и для проживания путевых обходчиков и и путейных рабочих.

Координаты: 48.484866, 43.152818

Казарма ж. д. 261 км

Казарма железнодорожная 261 км построена в начале 1900-х годов ХХ века при строительстве Восточно-Донецкой железной дороги. Казарма предназначалась для базирования и для проживания путевых обходчиков и и путейных рабочих.

Координаты: 48.499141, 43.108588

Насыпь военно-полевой ж. д.

Основание пути (насыпь) германской военно-полевой узкоколейной железной дороги № 3 в большой излучине Дона. Во исполнении директивы Гитлера № 45 от 23 июля 1942 года «О продолжении операции «Брауншвейг» («Braunschweig»)», предписывавшей командованию группы армий «Б» наряду с захватом Сталинграда организовать на левом фланге  прочную оборону по правому берегу реки Дон, в начале августа 1942 г. был издан приказа № 03951/42 начальника военнотранспортной службы Верховного командования вермахта генерала от инфантерии Рудольфа Герке (Gercke, Rudolf) в котором указывалось о начале проектирования и строительства сети военно-полевых узкоколейных железных дорог в большой излучине Дона. Необходимость строительства сети военно-полевых узкоколейных железных дорог в большой излучине Дона вытекала из полного отсутствия в указанном регионе надёжных транспортных путей сообщения, необходимых для снабжения в не зависимости от погодных условий 376-й, 44-й и 384-й пехотных дивизий вермахта, а так же 8-й итальянской армии и 3-й румынской армии.
Во исполнение приказа начальника военнотранспортной службы Верховного командования вермахта командующим железнодорожными войсками (Bedeis) был издан ряд документов, в частности приказ № 320/42, устанавливающий общие вопросы организации строительства трёх больших узкоколейных железных дорог к западу от Дона. На уровне командования железнодорожных войск 6-й армии (Kodeis 6) были определены трассы узкоколейных железных дорог № 1, № 2 и № 3 и составлена соответствующая карта планируемых трасс:
Трасса № 1 от станции Шелистовка, расположенной на участке магистральной железной дороги Лиски — Лихая, в восточном направлении до планируемой конечной станции Латышевский с одним ответвлением от планируемой станции Анно-Ребриковской до планируемой конечной станции Радченское;
Трасса № 2 от станции Обливская, расположенной на участке магистральной железной дороги Лихая — Сталинград, в северном направлении до планируемой станции Kарасёв с тремя ответвлениями от неё до планируемых конечных станций Kриушинский, Блинков, Верхне Царицынский;
Трасса № 3 от станции Чир, расположенной на участке магистральной железной дороги Лихая — Сталинград, в северном направлении до планируемой станции Оськинский с пятью ответвлениями от неё до планируемых конечных станций Вралёв, Дальний Перекопский, Родионов, Лапушинский.
К строительству трассы № 3 и к эксплуатации готовых участков трассы были привлечены 5-я, 6-я и 7-я роты 2-го батальона 6-го инженерного железнодорожного полка 10-го железнодорожно-саперного штаба специального назначения под командованием майора Майкснера (Meixner). Так же для строительства узкоколейных ж. д. привлекались военнопленные и местное население. Так группой армий «Б» 12-го августа 1942 года был послан следующий запрос: “Для строительства линий узкоколейной дороги II и III на участке 6-й армии необходимо оставить 13 тысяч военнопленных из вновь поступивших…». Было издано распоряжение по 6-й армии от 14 августа 1942 года: «… Перед руководителями по обеспечению продовольствием дулагов ставится задача уже сейчас начать сбор обеспечения для планируемого при строительстве числа сил военнопленных дулагов и местного населения (конные повозки)…». Дополнительно в Германии в городе Фюрстенвалде на Шпрее на базе 1-го железнодорожного сапёрного запасного батальона 3-го военного округа был сформирован 502-й железнодорожный сапёрный батальон под командованием капитана Майер-Зельбаха (Meier-Selbach) с включенными в него 604-й, 605-й, 606-й, 607-й полевыми железнодорожными ротами, который планировался к отправке и частично был передислоцирован в большую излучину Дона.
Командующим железнодорожными войсками (Bedeis) были определены технические требования к проектируемым железнодорожным линиям:
— Ширина колеи 600 м;
— Допустимое расширение колеи не более чем на 18 мм;
— Профиль рельса обеспечить с учетом минимум 15 кг на один метр;
— Радиус в кривых участках железнодорожного пути не менее 300 м;
— Подъёмы на участках трассы не более 5 процентов. Только в случае исключения могут достигать 15 процентов;
— Ширина ж. д. полотна при одноколейной прокладке 3 м, при двухколейной 6 м;
— Расстояние от ж. д. пути до стационарных сооружений 2,1 м;
— Расстояние между осями ж. д. путей на станциях 4 м;
— Расстояние между осью пути узкоколейной железной дороги и осью пути ширококолейной железной дороги не менее 4,25 м;
— Длинна ж. д. пути в тупиках и на разъездах не менее 250 м;
— Расстояния между станциями 4-5 км, при наличии затяжных подъёмов более 5 процентов 2,5-3,5 км;
— Водоснабжающие и тендерозаправочные станции для локомотивов каждые 35 км;
— Локомотивные депо каждые 50 км;
— Пропускная способность грузовых терминалов изначально планировалась 400 тонн в день, позже необходимо было довести до 800 тонн в день.

Грузовой терминал на станции Чир трассы № 3 германской военно-полевой узкоколейной железной дороги в большой излучине Дона. Октябрь 1942 г. 48.486248, 43.162054

Оборудование военно-полевых железных дорог (верхнее строение пути, подвижной состав) поставлялось из Германии, где оно хранилось в больших количествах со времён Первой мировой войны. Впервые широкое применение Германией военно-полевых железных дорог колеи 600 мм относится к началу Первой мировой войны, когда в 1916 году немецкая армия начала строительство нескольких так называемых военно-полевых (Heeresfeldbahn) железных дорог на оккупированных территориях. В германской армии существовали специальные подразделения, специализирующиеся на строительстве и эксплуатации полевых железных дорог. Оборудование военно-полевых железных дорог, такое как рельсы, вагоны и локомотивы, которые были специально разработаны для армии, были стандартизированы, что упрощало эксплуатацию этих железных дорог. Всего до конца ноября 1942 года из Германии было поставлено на трассу № 3:
паровозы «Henschel» (90 л.с.), «Henschel» (120 л.с.), «Jung» (110 л.с.), «Krenau» (110 л.с.), «HS» (60 л.с) всего 39 штук;
дизельные локомотивы «BMAG» (110 л. с), «Deutz» (130 л.с.), «Jung» (130 л.с.) всего 20 штук;
вагоны колеи 600 мм (товарные, пассажирские, платформы, вагонетки) всего 917 штук. 
До начала разгромного наступления Советских войск под Сталинградом 19 ноября 1942 года полностью закончить строительство трассы № 3 узкоколейной военно-полевой железной дороги германскими инженерными войсками не удалось. Основание пути (насыпь) трассы было проложено вплоть до узловой станции Оськинский, где были возведены складские и станционные сооружения. Движение поездов по трассе осуществлялось, как минимум, от станции Чир вплоть до хутора Яблоневого, где находилась станция № 5 (23,550 км) трассы № 3. Свидетельства Виктора Лукьяновича Михайлушкина 1931 года рождения: «Рельсы узкоколейки продолжались далее в сторону Яблоневого… …По дороге у немцев бегали поезда — небольшие составы. Видел из Зрянина».
После освобождения территорий Сталинградской и Ростовской областей от немецко-фашистской оккупации на которых располагались трассы № 2 и № 3 германских военно-полевых узкоколейных железных дорог Советскими властями весь трофейный подвижной состав указанных железных дорог был передан в Народный комиссариат угольной промышленности и в Народный комиссариат путей сообщения:
«Обязать Трофейный Комитет при ГОКО передать из числа трофейного подвижного состава узкой колеи, находящегося в районе станции Чир и Обливская:
1. Наркомуглю — 25 паровозов, 309 вагонеток и 56 полувагонов.
2. НКПС -12 паровозов, 30 мотовозов, 7 дизельных мотовозов. 110 платформ, 32 четырёхосных платформы, 130 товарных вагонов, 5 пассажирских вагонов, 1 цистерну. 2 дорожных машины и 2 экскаватора.» (Распоряжение Государственного Комитета Обороны № ГОКО-3572с от 13.06.1943 г.).
Впоследствии Народный комиссариат путей сообщения часть подвижного состава (два паровоза Henschel HF 110 и четыре четырёхосных пассажирских вагона) передал созданой в 1948 году Малой Сталинградской железной дороге (Сталинградской детской ж. д.).

11-й километр трассы № 3 германской военно-полевой узкоколейной железной дороги в большой излучине Дона. 2014 год. 48.571823, 43.167493

Смонтированное верхнее строение пути (рельсы, шпалы) трассы №3 Трофейным комитетом не было оприходовано. Верхнее строение пути в смонтированном состоянии простояло несколько лет и впоследствии было разукомплектовано местным населением. Свидетельства Виктора Лукьяновича Михайлушкина 1931 года рождения: «Конечно, знаю что-то об узколейке. В 1943 г. прокатился на грузовой вагонетке от Чира до Зрянино. На горку толкая, под горку она везет меня. Благо под горку путь больше, а силы больше чем ума…»
На сегодняшний день можно наблюдать частично сохранившиеся остатки основания пути (насыпь) трассы № 3 германской военно-полевой узкоколейной железной дороги в большой излучине Дона на всём протяжении трассы от станции Чир вплоть до места, где ранее располагался хутор Оськинский. 

Остатки основания пути (насыпи) трассы № 3 германской военно-полевой узкоколейной железной дороги в большой излучине Дона в районе конечной станции Оськинской. На склоне холма видны остатки складских сооружений грузового терминала. Фото октября 2023 года. 49.080135, 43.357130

Координаты:  48.486248, 43.162054
                        48.487992, 43.147952
                        48.497165, 43.141372
                        48.529080, 43.136843
                        48.532364, 43.141972
                        48.525470, 43.113955
                        48.534494, 43.140624
                        48.537740, 43.149453
                        48.549701, 43.159473
                        48.573070, 43.173107
                        48.611974, 43.188522
                        48.659030, 43.201049
                        48.678678, 43.203698
                        48.696807, 43.209854
                        48.711701, 43.200828
                        48.713373, 43.200892
                        48.787623, 43.220693
                        48.810716, 43.228252
                        48.820253, 43.239148
                        48.849410, 43.272439
                        48.894349, 43.276047
                        48.922269, 43.275032
                        48.954425, 43.288407
                        48.964975, 43.293169
                        48.991878, 43.328181
                        49.017657, 43.369195
                        49.062444, 43.378623
                        49.080135, 43.357130

Добавить комментарий