Никто не забыт — ничто не забыто! Поиск места гибели Тюнеева М.С.

Изменено и дополнено 27.01.2019 г.

Тюнеев Михаил Сергеевич. Фото с курсантскими петлицами.

Неожиданное продолжение получилось у моей статьи «Верхне-Чирская. Великая Отечественная война. Оборонительные бои.»
http://serjcoltel.livejournal.com/3845.html
Я получил письмо:
«Здравствуйте, Сергей! Очень признательна Вам, что занимаетесь такой нужной, такой необходимой работой: протягиваете «нити памяти» от тех «сороковых-роковых» годах через время, через расстояния, не даёте торжествовать забвению…
…Вы уже в курсе о моей проблеме: Вячеслав Владимирович дал информацию о моём дяде — Тюнееве Михаиле Сергеевиче,1921 г.р., командире взвода тяжёлых танков 137-тбр, числящимся пропавшим без вести (запись в ОБД), хотя сохранилось Сообщение о его гибели — В.В.на днях разместил его на Форуме 112 Сд-08.08.1942г.
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=15645.60
Много читала об этих днях — об аде, который накрыл наших мальчишек, наших отцов в Большой излучине Дона. Почему-то сердце мне подсказывает, что Михаил погиб при взрыве переправы нашими 08.08.в 14ч.-14-30 (во многих источниках об этом написано), но в Донесении о БП читаю: пропал без вести при атаке жел. будки севернее х. Новомаксимовский.
Обращалась неоднократно в военкомы Волгограда и Суровикино об увековечивании имени дяди (для внуков и правнуков), но ответ один: пропал без вести, место захоронения неизвестно. Сегодня получила ответ из Комитета по увековечиванию воинов ВОВ при МО РФ. Там, ссылаясь на Закон 1993г., рекомендуют обратиться в местные органы с заявлением и просьбой о нанесении имени Тюнеева М.С. на плиту, т. е. опять по новому кругу… Сергей, в мае я хотела бы приехать в эти места, отдать дань памяти моему дяде, взять землицы с места его последнего боя. Вяч. Вл. практически полностью описал маршрут поездки, и всё-таки боимся сбиться. Не могли бы Вы порекомендовать (м.б. из поисковиков) кого-либо в роли вожатого? Приедем мы после 15.05. Заранее благодарна. Здоровья Вам и успехов на Вашем нелёгком, но достойном уважения и преклонения поприще. С уважением,
Докторова В.В.»
Движимый уважением и чувством долга перед героями отдавших свою жизнь при защите нашей страны от фашистской чумы, а так же чувством соучастия, сострадания к родственникам погибших оперативно договорились с Докторовой Верой Викторовной о времени и месте встречи для проведения совместной поисковой работы непосредственно на местах ведения боевых действий.
До нашей встречи с Верой Викторовной была проведена очень кропотливая и результативная работа с архивной информацией.

Имеется в наличии:

1. «Справочная карточка ФГБУК Государственного Историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва» от 12.02.2014г. Этот документ информирует о том, что лейтенант Тюнеев Михаил Сергеевич командир танковой роты 137 танковой бригады «пропал без вести при атаке ж.д. будки севернее Н.Максимовки Суровикинский р-н Сталинградской обл.»

Справочная карточка Государственного Историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва»

2. Письмо-сообщение от «друга и начальника» предположительно от Токарева М. (подпись не разборчива) к родным лейтенанта Тюнеева М.С. Письмо информирует: «Тюнеев был лейтенант командир взвода тяжелых танков«… «Но 08. 08. 1942г. на Дону Мишка погиб в бою за Родину в своей родной машине.»

Письмо от сослуживца Тюнеева М.С.

3. Донесения № 29959 о безвозвратных потерях 137-й танковой бригады от 29.10.1942 г.
Донесение информирует: Тюнеев Михаил Сергеевич, лейтенант, командир танковой роты пропал без вести при атаке ж.д. будки, что северн. Н-Максимовки.

Донесения о безвозвратных потерях 137 тбр от 29.10.42 г.

4. «Журнал боевых действий 112 стрелковой дивизии».

Журнал боевых действий 112 СД 2-го формирования.  Лист № 1.                       18.01 1942 г. — 20.10.1942 г.

[27].7.42 12.00 Приказ № 013 штадив 112 б. Рычкова 12.00
Задача дополнительно:
137 тбр — Рычковский наступать Новомаксимовский, Старомаксимовский.

28.7.42 3.20 Приказ № 014 штадив 112 28.7.42. Б. Рычкова
Танки 137 тбр дошли до Верхне-Чирский встретили сильный огонь противотанковых средств противника. Отошли за линию ж.д. западнее железнодорожной будки.

30.7.42 Приказ № 016 штадив 112 выс. 116.0 30.7.42 Карта 100 000
К исходу дня 30.7. части дивизии произведя перегруппировку обороняли полосу: Новомаксимовский, отм. 36.8 , развилка дорог и далее оз./6868/
137 тбр — районе К./7464/.

4.8.42 6.50 Боевой приказ № 49 штаарм 62
тбр, 137 тбр перешла в подчинение в состав 62 армии.

Приказ штадива № 019. 6.8.42
137 тбр — готовит ОП районе отм. 89.3 , 101.3

8.8.42
137 тбр выс. 141.3 фронтом на север.
В результате концентрического удара и выхода танков с пехотой противника в район выс. 114.7 к 10.00 8.8 дивизия прижатая к р. Дон начала переправу через р. Дон по ж.д. мосту. В момент переправы противник артснарядами зажёг ж.д. мост. Части дивизии продолжали переправу по горевшему мосту. Танки пр-ка врывались за отходящими танками 121 и 137 тбр к мосту. С целью избежать овладения мостом, а также переправа по мосту была уже не возможна из-за горевшего на нём танка мост был взорван в 14.30 8.8.42 года.

5. Немецкая фотография № 1 с надписью: «Panzer bei Rytschow«.

Подбитый танк КВ-1 в районе хутора Рычков.
http://vif2ne.ru/rkka/forum/0/archive/68/68276.htm

На фото №1 изображена группа советских танков на железнодорожной насыпи. Все танки обращены к фотографу кормовой частью. На переднем плане стоит подбитый тяжелый танк КВ-1 с бортовым номером 42. Ходовая часть танка разбита, сзади прицеплен буксировочный трос. Впереди КВ-1 по ходу на ж.д. насыпи стоят друг за другом 3 танка (предположительно Т-34), они без видимых повреждений. Ж.д. насыпь как минимум на 600 — 700 метров имеет прямой участок. Слева насыпи по ходу движения танковой группы хорошо просматривается плотная группа деревьев (роща или лесополоса).

6. Немецкая фотография № 2 танка КВ-1.

Танк КВ-1.
https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/31152.html

На фото № 2 изображен тот же самый тяжелый танк КВ-1 с бортовым номером 42, присутствующий и на снимке №1. Но в отличие от первого фото КВ-1 на втором снимке не поврежден (ходовая часть в целости и сохранности, буксировочные троса закреплены штатно — в походном положении). Положение боевой машины относительно ж.д. полотна такое же как и на предыдущей фотографии, разворот башни не изменен.
 Сзади КВ-1 на ж.д. насыпи на расстоянии 200 — 250 м стоит танк (предположительно Т-34) без видимых повреждений с открытым люком механика-водителя. Дальний танк, как и КВ-1 повёрнут к фотографу лобовой частью. Ж.д. насыпь на фото № 2, как минимум на 400 — 450 метров просматривается с прямым участком, далее виден склон возвышенности и железная дорога уходит вправо по снимку вдоль нижней кромки возвышенности. В торце прямого участка железной дороги наблюдается одиноко стоящее дерево. Слева и справа ж.д. насыпи видима плотная группа деревьев (роща или лесополоса).


7. Топографическая карта Генерального штаба Красной армии М-38-123 (Нижне-Чирская) 1см=1км. 1941 г.

Топографическая карта Генерального штаба Красной армии M38-123. 1941 г.

8. Германский аэрофотоснимок F. 850 SK № 772-72 от 18.12.1942 г.

Аэрофотоснимок F. 850 SK № 772-72 от 18.12.1942 г.
Предоставил Николай Карташов.

Вышеперечисленные архивные документы подтверждают:
1. Тюнеев Михаил Сергеевич 1921 года рождения на дату 08.08.1942 г. имел воинское звание лейтенант (Справочная карточка, Письмо-сообщение, Донесение о безвозвратных потерях);
2. Лейтенант Тюнеев М.С. на начало августа 1942 года проходил службу в 137 танковой бригаде приданной 112 стрелковой дивизии (Справочная карточка, Журнал боевых действий 112 стрелковой дивизии, Донесение о безвозвратных потерях);
3. Лейтенант Тюнеев М.С. на начало августа 1942 года возможно имел должность «командира взвода тяжелых танков» (Письмо-сообщение) или возможно имел должность «командира танковой роты» (Справочная карточка, Донесение о безвозвратных потерях);
4. Дата последнего боя лейтенанта Тюнеева М.С. 08.08.1942 года (Письмо-сообщение);
5. Место последнего боя лейтенанта Тюнеева М.С. — восточнее железнодорожной будки, которая располагалась между хуторами Новомаксимовский и Рычковский. Бой состоялся на ж.д. полотне или рядом с ним.
Данный вывод можно сделать по информации содержащейся в Справочной карточке: «Пропал без вести при атаке ж.д. будки севернее Н-Максимовки» и в Донесение о безвозвратных потерях: «Пропал без вести при атаке ж.д. будки, что север. Н-Максимовки«. Слово «севернее» записано ошибочно. Севернее хутора Новомаксимовского нет железной дороги. На Карте Генерального штаба Красной армии М-38-123 показана единственная ж.д. будка, которая обозначена восточнее хутора Новомаксимовского:

Место расположения ж.д. будки на карте М-38-123 1941 года выпуска.

Так же ж.д. будка часто упоминается в Журнале боевых действий 112 стрелковой дивизии. Например:
«28.7.42 3.20 Приказ № 014 штадив 112 28.7.42. Б. Рычкова
Танки 137 тбр дошли до Верхне-Чирский встретили сильный огонь противотанковых средств противника. Отошли за линию ж.д. западнее железнодорожной будки
По смыслу текста понятно, что это та самая будка, которая показана на карте.
Данная будка хорошо видна и на германском аэрофотоснимке от 18.12.1942 г.:

Фрагмент аэрофотоснимка F. 850 SK от 18.12.1942 г. с отметкой места расположения ж.д. будки.
Предоставил Николай Карташов.

Так что прижатая наступающими с севера германскими войсками к реке Дон 137 танковая бригада 08.08.1942 года могла атаковать только данную будку восточнее хутора Новомаксимовского. Атака могла осуществляться только со стороны хутора Рычковский в очень ограниченном секторе — по ж.д. полотну или вдоль него.

Была проанализирована немецкая фотография № 1 с надписью: «Panzer bei Rytschow»
Надпись переводится: «Танк у Рычова».
Точно такое же написание названия населенного пункта («Rytschow«) встречается в дневнике германской 389-й пехотной дивизии воевавшей в излучине Дона. Там есть запись датированная 07.08.42:
«Tagesmeldung (01.00 Uhr)
Die Angriffsspitzen des XXIV. Und XIV.Pz.K. haben am späten Nachmittag die beherrschenden Höhen südwestl. Und westl. Kalatsch genommen. Über ihre Vereinigung liegt zur Zeit noch keine Meldung vor.
Im bereich des XXIV.Pz.K. nahm 71.ID. gegen starkes Art.- und Gr.W.Feuer Rytschow und die Höhen nordostw.» (http://www.389id.de/KTB%20AOK%206_Server.htm)
По тексту понятно, что речь идёт о населённом пункте «Рычков» и о высотах рядом с ним.
С огромной долей вероятности можно предположить, что на фото изображена танковая боевая группа 112 стрелковой дивизии, которая пыталась атаковать ж.д. будку восточнее хутора Новомаксимовского 08.08.1942г. Ошибиться трудно ибо до этой даты район хутора Рычковский находился вне зоны боевых действий, а после этой даты войска 62-й армии уже занимали позиции на левом (восточном) берегу Дона и хутор Рычковский был занят фашистами.
Далее я сопоставляю изображение фото №1 с изображением германского аэрофотоснимка этого же района и достаточно точно определяю место, где был сделан снимок. Снимок сделан немного западнее ж.д. моста через русло балки Трехтубочная. Вполне возможно, что фотограф стоял прямо на мосту.

Предполагаемое место расположение подбитого танка КВ изображенного на снимке.

Уверенность моего вывода о точном месте, где был выполнен снимок № 1, базируется на наличие группы деревьев на данном фото слева от ж.д. полотна. На аэрофотоснимке промежутка железной дороги между хутором Рычковский и ж.д. будкой заросли кустов и деревьев видны только в районе моста по южной стороне ж.д. полотна, где балка Трехтубочная сразу после моста растекается в луговой низине перед рекой Дон.
Таким образом местом последнего боя лейтенанта Тюнеева М.С. с большой долей вероятности можно считать участок старого ж.д. полотна между станциями Чир и Рычков в пару десятков метров западнее бывшего моста через балку Трехтубочную.
После первой публикации мною данной статьи я получил в комментариях некоторые критические замечания. Суть этих замечаний в основном базируется на отсутствии документального подтверждения на уровне 62 армии и на уровне 112 стрелковой дивизии участия 137 танковой бригады в боях в направлении ж.д. будки восточнее хутора Новомаксимовского 08.08.1942 года. В связи с этим высказываются сомнения в правильности моих расчетов места позиционирования танковой группы Советской армии захваченной и сфотографированной немцами в районе станции Рычков. Да, согласен! Поддавшись эмоциям я поверхностно сформировал доказательную базу по данному вопросу. Но надеюсь меня можно понять. Я многие годы жил недалеко от описываемого места да и сейчас часто там бываю и поэтому прекрасно зная ландшафт места, где проходили исследуемые бои, посчитал приведённые мною аргументы достаточными. Но ведь большинство читателей данной статьи не всегда могут, а может быть и не всегда хотят лично поприсутствовать на месте боёв и поэтому постараюсь поподробнее аргументироваться в своих выводах.
Итак, в начале статьи рассматривая две немецкие фотографии мы приходим к выводу, что они обе сделаны на прямом участке железной дороги длинной более 1 километра. Следующий вывод: один край прямого участок ж.д. пути достигает склона холма и поворачивает направо по снимку № 2; второй край прямого участка уходит к горизонту и не видно по фото № 1 его какого либо изгиба. Давайте теперь просто посмотрим по топографической карте 1941 года выпуска возможные места совпадения конфигурации ж.д. трассы видимые на фотографиях с трассой ж.д. изображенной на карте в промежутке от будки восточнее Новомаксимовского до ж.д. моста через Дон в районе станции Ложки:
Фрагмент топографической карты Генерального штаба Красной армии M38-123. 1941 г.

Кроме участка указанного мною (ж.д. между станцией Рычков и ж.д. будкой) не вижу совпадений. Далее рассмотрим совпадения деталей ландшафта видимых и на фото №2 и на аэрофотоснимке. Отдельно стоящее дерево с северо-восточного торца исследуемого прямого участка ж.д. прекрасно видно и на фото № 2.
Фото № 2 с отметкой отдельно стоящего дерева.

Это же дерево можно наблюдать и на аэрофотоснимке:

Фрагмент аэрофотоснимка F. 850 SK от 18.12.1942 г.
Предоставил Николай Карташов.

Кстати, прошу обратить внимание, как в районе отметки «мост» на аэрофотоснимке хорошо видно подходящее к мосту русло балки Трехтубочной и как оно перед мостом густо заросло деревьями, что можно наблюдать так же и на снимке № 2:

Фото № 2 с отметкой деревьев в русле балки Трехтубочной

С определением места гибели экипажа лейтенанта Тюнеева М.С. мне кажется теперь стало всё понятно.  Но загадок в этом деле всё равно очень много. Что случилось с наступающей танковой группой 112 стрелковой дивизии? Почему все танки не имеют изначально видимых повреждений и все кроме КВ-1 брошены своими экипажами? Почему в донесении о безвозвратных потерях 137-й танковой бригады указан только экипаж танка КВ-1 и санинструктор (который возможно находился в этом же танке) как пропавшие без вести? Зачем немцы взрывали ходовую часть КВ-1 и пытались его буксировать так и не сумев открыть его люки? Ответы на все эти вопросы возможно получить только из немецких архивов да и не факт, что и там сохранились какие-либо следы этого запутанного дела.

Хутор Новомаксимовский. Встреча гостей.

Хутор Новомаксимовский. Встреча гостей.

28.05.2015 г. Встреча с В.В. Докторовой (племянницей Тюнеева М.С.) и её супругом в центре хутора Новомаксимовский. На заднем плане видна братская могила Великой Отечественной войны.

У обелиска на месте лагеря военнопленных.

У обелиска на месте лагеря военнопленных.

Посетили памятный знак на окраине хутора Новомаксимовский, который установлен на месте лагеря военнопленных.

На Рычковских высотах.

На Рычковских высотах.

Побывали на Рычковских высотах. Это доминирующие возвышенности севернее хутора Рычковский. Здесь располагался наблюдательный пункт командующего 62-й армии Чуйкова В.И.

Вид на места боёв с Рычковских высот.

Вид на места боёв с Рычковских высот.

С Рычковских высот открывается прекрасная панорама местности, где проходили оборонительные бои в конце июля — начале августа1942-го года.
Кругом отмечен мост рядом с которым предположительно был подбит танк Тюнеева М.С.

Остатки моста через балку Трехтубочную.

Остатки моста через балку Трехтубочную.

Остатки «Шестисаженного моста»- так этот мост называют местные жители. За левой (по снимку) опорой скорей всего был подбит танк лейтенанта Тюнеева. При строительстве Волго-Донского водного пути в 1952 году железная дорога была перенесена на несколько сот метров севернее. Данное место затопляется Цимлянским водохранилищем.

Возложение цветов к опоре моста рядом с которой предположительно погиб лейтенант Тюнеев М.С.

Возложение цветов к опоре моста рядом с которой предположительно погиб лейтенант Тюнеев М.С.

Почтили память погибших и возложили цветы на предполагаемом месте гибели лейтенанта Тюнеева М.С.

В этом месте когда то стояла ж.д. будка.

В этом месте когда-то стояла ж.д. будка.

Посетили цель последней атаки лейтенанта Тюнеева М.С. Группа людей располагается на месте, где находилась ж.д. будка при атаке в направлении которой и был возможно подбит танк лейтенанта Тюнеева М.С. Автомобиль стоит на насыпи старого железнодорожного полотна.

Воинское захоронение в хуторе Верхнечирском.

Воинское захоронение в хуторе Верхнечирском.

Установили памятную табличку лейтенанта Тюнеева М.С. на воинском захоронении в хуторе Верхнечирском.
Все советские воины погибшие в районе хутора Рычковского после войны были похоронены в братской могиле этого хутора. При строительстве Волго-Донского водного пути данное захоронение перенесено в хутор Верхнечирский.
Очень большая вероятность, что лейтенант Тюнеев М.С. захоронен в братской могиле хутора Верхнечирский как неопознанный.
На фото по краям стоят супруги Докторовы, в центре представитель администрации хутора Верхнечирский Лагуткина Ольга Васильевна и автор статьи Секретёв С.А.
Фотограф Секретёва Н.П.

Секретёв С.А., Секретёва Н.П.

28.05.2015 г.

Добавить комментарий