СТАНИЦА ВЕРХНЕ ЧИРСКАЯ — ХУТОР ВЕРХНЕЧИРСКИЙ

Река Чир правый приток Дона в среднем его течении. Первоначальный смысл данного славянского гидронима (названия водного объекта): ледяная корка на снегу; наст; твердая зимняя дорога; окрепший зимний путь …путь чиреет, крепнет…» — Толковый словарь Даля). Считается, что река Чир была торной и легкой зимней дорогой.

Городок Чирской первый раз упоминается в документе   «Роспись от Воронежа Доном — рекою до Азова, до Черного моря сколько верст и казачьих городков и сколько по Дону всех казаков, кои живут в городкех»   датируемой предположительно 1593 г.:
«…ПЯТЬ ИЗБ. В 30 верстах от Голубых, на крымской стороне. 50 казаков, «Угодно рыбою. От Царицына днище ходу». ЧИР. В 60 верстах от предыдущего, на крымской стороне. 100 казаков…».
Находился Чирской городок в урочище «Остров», в лесном займище в месте слияния реки Чир с Доном.

Французская карта 1706 года. «Tsir ou Tvia» — «Чир либо Туя».

В дошедших до нас актах Российского государства казачий городок Чир так же упоминается еще в 1633 и 1637 годах.
«… Донские казаки идут в верхние казачьи городки к Пяти-Избам, и к Чиру, и в Голубые, и в Стреличьи и в Паншино…» («Отписка воронежского воеводы князя Савелья Ивановича Козловскаго о военных действиях Яицких казаков и о походах их на Волгу для грабежа царских и Немецких судов» 21 января 1637г.).
«...Городок Чир от Пяти Изб 60 верст, на Крымск[ой сто]роне стоит, 100 казаков живет…» («Дорожник»из «Сборника из Собрания Московской духовной академии». Первая половина XVII века. Рукопись на 584 лл).
[ http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/Geogr_2/text.htm ]
А уже в списке городков 1672 года названы два Чирских городка: Чир-Верхний и Чир-Нижний. Следовательно, разделение городка Чир на два поселения нужно отнести ко времени 1637-1672 годов.
Упоминается городок Верхний Чир и при походе Петра Первого на Азов в 1695-ом году:
«…Iюня въ 20 день,   въ 12-мъ часу в полы проѣхали городокъ Пять Избъ, огороженъ тыномъ, стоитъ тотъ городокъ на берегу, на ровномъ мѣстѣ; въ 10-мъ часу проѣхали городокъ Верхнiй Чиръ, стоитъ на правой сторонѣ, на берегу, на ровномъ мѣстѣ. День былъ тихъ. Въ ночи въ 1-мъ часу проѣхали городокъ Нижнiй Чиръ, также стоит какъ Верхнiй Чиръ…«
————-
Снимок.PNG
————-

Фрагмент страницы №33 книги «Новая чертёжная книга содержащая реку Дон или Танаис…». Крюйс Корнелий Иванович. 1703 г.Фрагмент данной карты интересен тем, что:
1. Донские станицы на ней имеют статус «de Stadt» (город);  
2. Станица Верхне-Чирская здесь подписана, как «de Stadt Tzchyer» (Чир), станица Нижне-Чирская подписана, как «de Stadt Tzchyer Nyschnay» (Чир Нижний). По форме написанию названий этих двух станиц можно предположить, что населённый пункт  «Чир» (Верхне-Чирская) был образован раньше населённого пункта Нижнего Чира ибо вплоть до 1637 во всех известных документах упоминается только городок «Чир». Скорей всего тот самый древний казачий городок Чир и последующая Верхне-Чирская — это один и тот же населённый пункт.
————-
С 1815-го по 1822-й год численность населения станицы Верхне-Чирской составляло 6871 человек при почти одинаковом соотношении мужчин и женщин.

Карта 1915 года. Составлена по данным на 1868-й год.

————-

Так выглядели жители станицы Верне Чирской в середине 19-го века.

————-

На середину 19-го столетия по территории Войска Донского проходило семь почтовых трактов. Один из них, а именно «Нагорный» или «Царицынский» проходил через станицу Верхне-Чирскую. Он соединял Большой Московский Почтовый тракт (Москва — Новочеркасск) с Царицыным. Пролегал тракт по правой гористой стороне Дона и был шириной 30 саженей.


«…тракт…идет…через станицу Нижне-Чирскую, а потом через балку Грушевую, низменным местом на версту по займищу, поросшему изредка лесом, и через реку Чир, на которой, во всякое время года, бывает переправа паромом и далее по такому же грунту, между озер Лебяжьим и Песчаным, на протяжении 5 верст потопляемом  весеннею водою, которая, иногда, стоит до половины мая месяца. От ерика Соленого дорога идет по твердому грунту, а на протяжении 5 верст по солонцеватому, мимо озера Подгорнаго; за тем, степью через балку Трех-Тубочную, мимо хутора Рычковскаго, а от онаго по солонцеватым местам до кургана Леснаго; далее степным и пахотным грунтом, вблизи солонцов и по над вершинами балок, выходящих в реку Дон, с правой его стороны…»
(из Статистического сборника 1852-го года).

Почтовые станции были в Нижне-Чирской, в Рычковском и следующая только напротив Калачевской (Калач на Дону) в хуторе Рубежном. Хутор Рычковский был самым крупным хутором Верхне-Чирского юрта на правом берегу Дона, скорей всего как раз по причине наличия в нем станции ямской. В 1859 году в Рычковском было 86 дворов и 629 жителей.

————-

Во второй половине XIX века служба иррегулярных войск России подверглась реформированию. По новой системе донские казаки с 18 лет считались военнообязанными. Сначала их зачисляли в приготовительный разряд. До 21 года они должны были принять присягу (в своей станице), снарядиться на действительную военную службу – приобрести коня, снаряжение, обмундирование холодное оружие – и пройти первоначальную военную подготовку во время месячных сборов в специальных лагерях. После того, как казаку исполнялся 21 год, он переводился в строевой разряд и отправлялся на службу в полк или батарею, отдельную сотню, местную команду, где находился 4 года ( в гвардейских частях действительная служба продолжалась три года, но казаки, направляемые в эти части, лишний год проводили в приготовительном разряде для более детальной подготовки к службе). После действительной службы казак еще 8 лет числился в строевом разряде, во 2-й и 3-й очередях. В это время казак должен был содержать строевого коня и проходить сборы: во второй очереди – ежегодно, в третьей – один раз. После 12 лет пребывания в строевом разряде казак переводился в запасной разряд и числился в нем 5 лет, после чего отпускался «на льготу».
Действительную службу молодые казаки Верхне-Чирской проходили в 4-м полку 4-го полкового звена и в 6-м полку 6-го полкового звена. Во время войны казаки 2-й очереди (25 — 29 лет) призывались в 21-й полк 4-го полкового звена и в 23-й полк 6-го полкового звена, а казаки 3-й очереди (30 — 33 лет) призывались в 38-й полк 4-го полкового звена и в 40-й полк 6-го полкового звена. Сборный пункт для полков 4-го полкового звена находился в ст. Качалинская, а 6-го полкового звена в ст. Нижне-Чирской.

————-

«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»
Выпущена акционерным издательским обществом Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон (Петербург) в 1890—1907 годах

Верхне-Чирская станица
в Земле Войска Донского, Второго Донского округа, расположена на правом, возвышенном берегу Дона и при Денисовском озере. Дворов 2344, жит. 15014; старинный православный храм и 1-классное приходское станичное училище. Главные занятия жителей — скотоводство, садоводство и рыболовство. Л. В.

————-

В начале 20-го века в станице Верхне-Чирской насчитывалось около 600 дворов. В 1900-м году к станице были приписаны хутора: Ерицкий, Бурацкий, Больше-Осиновский, Кадыковский, Чудин, Алимов, Рычков, Ковылёв, Ермохин, Дёмкин, Немков, Зеленов, Свиридов, Жирков, Логовской, Погодин, Тузов, Максимов, Маркин, Попов, Митяев, Чудин, Александрин, Верхне-Осиновский, Суровикин, Нижне-Осиновский, Лукичёв, Лабакин, Кисилёв, Савин-Стариков. От каждого хутора избирался выборный (мужского пола), а выборные избирали станичного атамана.
Царское правительство в 1898 году решило проложить железную дорогу Царицын-Лихая. Строительство было поручено акционерному обществу Юго-Восточной железной дороги. «Царицынский вестник» сообщал 19 июня 1900 года «12 июня сего года открыта в комерческую эксплуатацию Восточно-Донецкая линия Юго-Восточных железных дорог, с большим мостом через Дон у хутора Рычкова. Все станции и разъезды обустроены служебными и жилыми помещениями».

————-

Изначально планировалось станцию Чир построить в непосредственной близости от Верхне-Чирской, но тогдашний станичный атаман Иван Михайлович Максимов (подъесаул), поддержанный старожилами, категорически запретил данное строительство. Считалось, что железная дорога от сатаны. Поэтому станция была построена два километра западней. Начальником станции Чир в 1916-м году был Сырцилин Василий Михайлович, а начальником Чирской дистанции был Голоскевич Николай Иовл.
Почётные станичные судья на 1900 год были: Александр Георгиевич Синякин, урядники Алек. Вас. Макаров, Афанасий Грегорьевич Серов, Григорий Васильевич Барыкин, Пётр Поликарпович Пастухов.

————-

 

Пырков Петр Родионович, дворянин из казаков уроженец Верхне-Чирской станицы.

Пырков Петр Родионови 1862 г.р. окончил Математический факультет Московского университета, мировой судья и председатель съезда мировых судей, а также предводитель дворянства 2-го Донского округа, кадет.По рассказам местных сторожил, Петр Родионович. имел огромное влияние в станицах Нижне-Чирской и Верхне-Чирской, он был одним из самых почетных и уважаемых казаков этих станиц.

————-

Станица Верхне-Чирская на начало ХХ века имела 2 церкви по 8 и 6 колоколов соответственно: православную и австрийскую («беглопоповскую»), и молельню старообрядческую. Православная церковь Покрова была построена в 1751-м году, в1764-м году священиком в ней был Ефимий Тимофеев. Имелось одноклассное приходское училище (в 1900 году почётный блюститель г. секр. Евстафий Григорьевич Золотов, законоучитель священник Леонтий Колышкин, учитель Матвей Иванович Пономарёв, преподаватель гимнастики урядник Мурзин). На всю станицу был только один фельдшер. На начало 20-го столетия Верхне-Чирская уже имела почтовое отделение и начальником которого в 1916-м году был Персиянов Павел Арсеньевич.
Здание станичного правления было из точёного камня и имело смотровую вышку 8 метров высотой. Вышка выполняла пожарную и сторожевую функцию. На ней ждали приезда окружного атамана – было видно далеко. Станица имела водопровод — на центральной площади (на майдане) и у Правления были краны общего пользования. Был сад и с декоративными и фруктовыми деревьями. В станице были построены так же 4 сыпных амбара. Выращенная в округе пшеница доставлялась из хутора Ново-Максимовского (станция Чир) в Верхне-Чирскую и по Дону отправлялась за границу.
Верхнечирской была водокачка, качала на станцию Чир воду для паровозов (сейчас место где был водозабор называется «Старая водокачка»). Имелась пристань водная. На Кожевенном бугру был заводишко – выделывали кожу на подошву, юфту на сапоги.
Недалеко от станицы Верхнечирской (2-3 км) был лес сосновый площадью 60 га (во время ВОВ этот лес немцы весь порубили).
Непосредственно перед революцией атаманом станицы Верхне-Чирской был урядник Золотов Григорий Федорович. В 1905 году он поддерживал большевиков. В гражданскую – отступал – юлил (со слов старожила хутора деда Амоса) и перед красными и перед белыми. В его саду дорожки были выложены булыжником. Кучером у него был Жаглин Александр Алексеевич.
В правлении были писарь военный, гражданский писарь, был еще и хуторской атаман Атаманом поселения самой станицы Верхне-Чирской в 1916 году был урядни С. Колышкин.
Самым богатым в станице был казак Хома Прохоров. Он имел паровую машину  — паровоз был зарыт в землю по колеса [и уже сатану не боялись 🙂 ]. Была молотильня немецкая – молотили хлеб. Имел просорушку – снимала рубашку с проса, 8 верблюдов, маслобойку. После раскулачивания сбежал.
В станице были частные лавки – 6 штук
Вначале XX века в станице регулярно проводились ярмарки. Казанская с 8-го по 10-е июля (торговали разными товарами). Трёх-Святительская с 30-го января по 2-е февраля (торговали скотом).

Добавить комментарий