Станция Чир — хутор Новомаксимовский. Исторические локации

Любителям истории Донского края предлагаю прогуляться по моей локальной карте окрестностей станции Чир и сельского поселения Новомаксимовского с локацией исторических объектов и с коментариями к ним.


Жмите на ссылку ниже:

https://yandex.ru/maps/?l=sat%2Cskl&ll=43.157326%2C48.483628&mode=usermaps&source=constructorLink&um=constructor%3A5f9bc45d17102af5853e04997a1e5864155322910277d94cc924ed8e455ef50c&z=14

Станция Чир — хутор Новомаксимовский. Исторические локации

Вход на карту по QR-коду:

Вход на карту Станция Чир — хутор Новомаксимовский. Исторические локации

Карта обновлена:
01.12.2022 г. Место последнего боя и гибели экипажа танка КВ-1 под командованием лейтенанта Тюнеева М.С. 08.08.1942 г. (новый объект).
02.12.2022 г. Место смертельного ранения командира 112 стрелковой дивизии полковника Сологуба Ивана Петровича (новый объект), старое кладбище хутора Рычковского (новый объект);
03.12.2022 г. Хутор Погодин (новый объект), урочище Кадыковка (новый объект);
05.12.2022 г. Лагерь военнопленных (дополнено), животноводческая ферма отделения №6 совхоза «Бурацкий» / хлопкобаза / лагерь военнопленных (дополнено);
08.12.2022 г. Сельский совет (новый объект), германская водонапорная башня (новый объект);
19.12.2022 г. Насыпь военно-полевой ж. д. (дополнено);
23.12.2022 г. Лагерь военнопленых № 252 (дополнено);
24.12.2022 г. Заготзерно (дополнено);
12.01.2023 г. Захоронение погибших 3 гв.КК  (новый объект);
27.01.2023 г. Штаб К. Е. Ворошилова.

 


Курган Ворошиловский

Курган Ворошиловский назван в честь командующего 5-й армии Донецко-Криворожской республики Ворошилова К. Е. Во время Гражданской войны в период с 16 июня по 2 июля 1918 года на кургане располагался наблюдательный пункт Ворошилов К. Е., который руководил обороной и восстановлением взорванного Рычковского моста.

Курган Ворошиловский. 2020 г.

Координаты: 48.467277, 43.338212

Хутор Скиты / Турчёнков

Хутор Лучинской Скиты обозначен на карте Шуберта (Специальной карте Западной части Российской Империи), 1860 г. На Генеральной карте Земли Войска Донского из атласа Теврюнникова 1797 года на данном месте обозначен хутор Турчёнков.

Место, где располагался хутор Скиты и хутор Турчёнков

Координаты: 48.485281, 43.364349

Балка Рубёжная

Балка Рубёжная во время Гражданской войны в период с 16 июня по 2 июля 1918 года являлась линией разграничения между войсками 5-й армии Донецко-Криворожской республики под командованием Ворошилова К. Е. и сводным Калачёвским отрядом под командованием полковника Макарова Г. Е. (уроженец станицы Пятиизбяновской) состоявшим из 43-го конного полка и 45-го пешего полка Донской армии Всевеликого войска Донского.

Балка Рубежная. 2020 г.

Координаты: 48.490446, 43.368137

Мост ж. д. Рычковский

Железнодорожный мостовой переход Рычковский. Впервые строительство однопутного ж. д. мостового перехода через реку Дон в районе хутора Рычковский было начато в 1898 году вместе с началом строительства Восточно-Донецкой железной дороги. В эксплуатацию мост был введён в июне 1900 года. Во время Гражданской войны 25 мая 1918 года перед эшелонами 3-й и 5-й армиями Донецко-Криворожской республики, прорывавшихся под руководством Сергеева Ф. А. (Артёма) и Ворошилова К. Е. из Донбасса в г. Царицын один 24-х метровый пролёт моста был взорван. Ответственность за подрыв Рычковского моста никто из представителей Донской армии Всевеликого войска Донского на себя не взял. В книге Гончарова Владислава Львовича и Меликова Владимира Арсеньевича «Возвышение Сталина. Оборона Царицына» высказывается предположение о диверсии со стороны председателя революционного военного совета города Царицына Минина Сергея Константиновича. «…боялся прихода в Царицын красногвардейских, большевистских эшелонов во главе с тов. Ворошиловым…». В кратчайший срок в полевых условиях мост был восстановлен и 30 июня первым по восстановленному мосту прошёл бронепоезд «Черепаха», а за ним двинулись все эшелоны с армиями Донецко-Криворожской республики.

Рычковский мост. 1918 г.

После Гражданской войны Рычковский мост претерпел первую масштабную реконструкцию. Во время Сталинградской битвы 08 августа 1942 года перед наступающими германскими войсками под руководством майора инженерных войск Артёменко Ивана Тимофеевича были взорваны все 11 пролётов моста. При этом подрыв производился не электродетонаторами, а огневым способом (бикфордов шнур). При выполнении операции погибло 11 сапёров. Германским войскам за период оккупации  так и не удалось восстановить мост и они вынуждены были снабжать свою почти миллионную сталинградскую группировку в основном с использованием автотранспорта через Калач на Дону по раскисшим осенним дорогам, что приводило к огромному материально-техническому дефициту у германских войск в районе Сталинграда.

Рычковский мост. Сентябрь 1942 г.

Сразу после освождения от германской оккупации прилегающих к мосту территорий начались подготовительные работы к восстановлению моста. Было образовано «Строительство № 500» во главе с начальником Центрального управления пути НКПС B. C. Гавриловым и главным инженером Н. Ф. Бобриковым. И уже 11 января 1943 года начались непосредственно строительные работы. Максимально использовались обрушенные конструкции и материалы, оставленные противником при отступлении, проектировали, изготовляли и применяли подъёмное и такелажное оборудование и конструкции опор и пролетных строений из тех материалов, которые были под руками. 6 марта 1943 года мост встал из руин и была проведена его обкатка паровозом. И тут же последовал массированный налёт фашистской авиации. Было разрушено одна опора и два пролётных строения. Погибли 102 строителя и инженеров и среди них инженеры А. А. Васильев и A. M. Черкесов, которым посмертно в ноябре 1943 года было присвоено звание Героев Социалистического Труда. Через 16 суток после бомбардировки мост через Дон вновь был восстановлен. В 1951-52 гг. при сооружения Волго-Донского водного пути мост был вновь полностью реконструирован под пропуск многотоннажных судов.

Рычковский мост. 2020 г.

Координаты: 48.448597, 43.350030

Мост ж. д. Шестисаженный

Шестисаженный мост. 2015 г.

Каменные опоры железнодорожного шестисаженого мостового перехода через русло балки Трёхтубочная. Мостовой переход железнодорожный Восточно-Донецкой железной дороги с отверствием 6,00 сажень с верхним строением из литого железа балочной клёпанной конструкции был построен и введён в эксплуатацию в июне 1900 года. Длинна фермы моста 6,515 сажени (13,900 м), ширина фермы 0,858 сажени (1,830 м). Вес пролёта 688,53 пудов. Опоры каменной кладки из отборного бутового камня. Выведен из эксплуатации в 1952 году по причине сооружения Волго-Донского водного пути и из за затопления Цимлянским водохранилищем участка железнодорожного полотна на котором распологался мост. В 60-е — 70-е года ХХ века остатки (каменные опоры) моста использовались детьми хуторов Верхнечирского и Рычковского, как вышка для прыжков в воду при купании.

Шестисаженный мост. 1969 г.

Координаты: 48.476615, 43.241074

Будка ж. д.

Железнодорожная будка поста нерегулируемого ж. д. переезда отображена на Топографической карте Генерального штаба Красной армии М-38-123 (Нижне-Чирская) 1см=1км. 1941 г. Будка функционировала вплоть до 1943 года. Во время Салинградской битвы в 1942 году ж. д. будка являлась важным опорным пунктом за который шли ожесточённые бои. Часто фигурировала в сводках и в боевых отчётах Советских войск и германской армии.

Будка на германском аэрофотоснимке. Декабрь 1942 г.

Координаты: 48.473526, 43.210628

Насыпь старой ж. д.

Основание пути (насыпь) старой трассы Восточно-Донецкой железной дороги. Участки пути бывшей Восточно-Донецкой железной дороги построеной 10 июня 1900 года выведенные из эксплуатации в 1952 году по причине затопления или риска затопления Цимлянским водохранилищем после сооружения Волго-Донского водного пути.

Насыпь старой железной дороги. 2015 г.

Координаты: 48.473838, 43.216075
                         48.472336, 43.257631
                         48.463045, 43.307276

Станица Верхне-Чирская

Станица Верхне-Чирская (Старая водокачка). В 1952 году все жители станицы Верхне-Чирской переселены в хутора Новомаксимовский и Верхнечирский по причине сооружения Волго-Донского водного пути и из за затопления участка Цимлянским водохранилищем.

Остатки разрушенных зданий станицы Верхне-Чирской. 2015 г.

Координаты: 48.438188, 43.205863

Бугор Кожевенный

Название Кожевенный данная возвышенность, а затем остров на Цимлянском водохранилище получил от кожевенного завода располагавшегося в этом месте вплоть до 1918 года. Первое упоминание о Кожевенном заводе находится в «Указателе фабрик и заводов Европейской России. Материалы для фабрично-заводской статистики. Издание третье. 1894 года». Владел заводом казак станицы Верхне-Чирской Камышанов Дорофей Иванович. Год основания завода 1887 г. На 1890 год наёмных работников на заводе — 3 человека. Количество кожи выработанной в 1890 г. — 400 пудов. Выручено денег от продажи произведённой кожи в 1890 г. — 2 000 рублей. В 1918 году завод был полностью разобран для ремонта взорванного Рычковского ж. д. моста через реку Дон красноармейцами 3-й и 5-й армий Донецко-Криворожской республики, прорывавшихся под руководством Сергеева (Артёма) Ф. А. и Ворошилова К. Е. из Донбасса в г. Царицын.
«…Плавучий мост (из материалов разобранного кожевенного завода) был наведен. На рассвете стрелковые части Коммунистического отряда выбили казачьи заставы из тальниковых кустов левого берега, конница Щаденко перешла Дон и бросилась на хутора…». (Алексей Толстой. ХЛЕБ). Во времена Великой Отечественной войны данная точка локации имела одно из ключивых значений для Сталинградской битвы. Здесь адьютантом фельдмаршала Фридриха Паулюса Вильгельмом Адамом была создана боевая группа «Адам» для остановки наступления Советских войск на станицу Нижне Чирскую и для сохранения плацдарма на восточном берегу реки Дон, который в дальнейшем планировалось германским командованием использовать для деблокирующего удара в сторону окруженных в Сталинграде войск Паулюса. В районе Кожевенного бугра у германских войск была понтонная переправа через Дон. Немецкому командованию не удалось осуществить план деблокирующего удара в районе Кожевенного бугра по причине обескровливания приготовившихся к наступлению войск вермахта наступающими в районе станции Тацинская (операция «Малый Сатурн») и в районе совхоза № 79 Советскими войсками.
В 60-е — 70-е года ХХ века на Кожевенном бугре был пляж хутора Верхнечирского.

Кожевенный бугор. 2015 г.

Координаты: 48.455214, 43.229044

Интернат

Интернат железнодорожной школы № 69 Приволжской железной дороги. Построен вместе со школой № 69 в 1953 году — в году образования Приволжской железной дороги. Изначально интернат предназначался для проживания и обучения детей живущих на ж. д. казармах Волгоградского отделения Приволжской железной дороги. Впоследствии в интернате проживали и обучались в школе № 69 и дети расположенных недалеко от станции Чир хуторов Суровикинского района Волгоградской (Сталинградской) области (х. Бурацкий, х. Погодин, х. Гремячий, х. Вязовской, х. Яблоневый).

Интернат. 1963 г.

Координаты: 48.483068, 43.184976

Депо паровозное новое

Паровозное депо построенное в конце 40-х начале 50-х годов ХХ века под руководством начальника депо Атаманова Николая Николаевича взамен взорванного в 1942 году отступающими Советскими войсками паровозного депо, которое располагалось рядом с вокзалом станции Чир.

Координаты: 48.481253, 43.180897

Урочище Пески

Урочище Пески в 60-х — 80-х годах ХХ века было пляжем хутора Новомаксимовского.

Координаты: 48.460385, 43.140219

Хутор Ерицкий

Хутор Ерицкий обозначен на Подробной карте земли Войска Донского 1822 года. В 1952 году все жители хутора переселены в хутор Новомаксимовский по причине сооружения Волго-Донского водного пути и из за затопления участка Цимлянским водохранилищем.

Координаты: 48.457662, 43.125057

Хутор Старомаксимовский

До постройки в 1900 г. станции Чир Восточно-Донецкой железной дороги и образования рядом со станцией хутора Новомаксимовского хутор Старомаксимовский именовался, как хутор Максимов. Хутор Максимов обозначен на «Подробной карте Российской империи и близлежащих заграничных владений» 1816 г. (Столистовая карта).

Координаты: 48.494968, 43.096844

Лагерь военнопленых

Германский лагерь военнопленых № 251 — «Дулаг-251» (Durchgangslager – пересыльный лагерь). Лагерь военнопленых № 251 на данном месте просуществовал с августа по октябрь 1942 года. С наступлением холодов военнопленные лагеря № 251 плоть до момента освобождения Советской армией 23 ноября 1942 года были размещены в неотапливаемых производственных помещениях. «При освобождении временно оккупированной советской территории особорганами задокументирован ряд фактов зверств, совершавшихся немецко-фашистскими оккупантами над мирным населением донских станиц и над военнопленными.
Освободив х. Ново-Максимовский, Сталинградской области, наши бойцы обнаружили в двух кирпичных зданиях с замурованными окнами и забитыми дверями 76 советских военнопленных, 60 из них умерли от голода, часть трупов разложилась. Остальные военнопленные — полуживые, в большинстве не могущие от большого истощения подняться на ноги…» (Спецсообщение ОО НКВД ЮФ в УОО НКВД СССР № 74 от 24 января 1943 г. «О зверствах немецко-фашистских захватчиков»). Свидетельство Виктора Лукьяновича Михайлушкина 1931 года рождения: «Пленных наших я видел за колючей проволокой, где знак «лагерь». С дедом мы ходили к Старомаксимовке на бахчи. Что то нашли. Но проходя мимо лагеря военнопленных, видя их за колючей проволокой голодных, арбузы отдали. Проходя мимо Заготзерна, со стороны казармы у железной дороги увидели навстречу идущих большую группу пленных. Они шли по сгоревшему зерну. Метра 3-4 в сторону, у разбитого склада зерно было не полностью сгоревшее. Один пленный с котелком выбежал из толпы за этим зерном — конвоир его пристрелил». «Пленных охраняли и немцы и типа власовцы — не полиция».

Координаты: 48.484629, 43.144822

Заготзерно

Зернозаготовительный пункт заготовительной сети Всесоюзного объединения по заготовке зерновых продуктов «Заготзерно» Комитета заготовок Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР. Всесоюзное объединение по заготовке зерновых продуктов «Заготзерно» было организовано на основании Постановления СНК СССР и СТО № 137 от 13 февраля 1932 года. Структура Комитета заготовок Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР строилась на принципе полной централизации, уполномоченные подчинялись Комитету и не зависели от местных исполкомов. На территории Нижне-Волжского края была создана Нижне-Волжская краевая контора и заготовительные пункты в состав которой и входил зернозаготовительный пункт станции Чир.
В 1934 году в связи с образованием Сталинградского края была образована Сталинградская краевая контора «3аготзерно». В декабре 1936 года с преобразованием Сталинградского края в область Сталинградская краевая контора В/О «Заготзерно» была упразднена, а создана областная.
Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 24 мая 1938 года проведено разукрупнение Всесоюзного объединения «Заготзерно» и созданы Всесоюзное объединение «Центрозаготзерно», Всесоюзное объединение «Югозаготзерно», Всесоюзное объединение «Востокзаготзерно». В этом же году образован Наркомат заготовок СССР, Сталинградская областная контора с подведомственной сетью заготовительных пунктов, элеваторов перешла в ведение Всесоюзного объединения «Центрозаготзерно» Наргкомата заготовок СССР.
Сталинградская областная контора Всесоюзного объединения Центрозаготзерно (В/О Центрозаготзерно) в пределах обслуживаемой территории осуществляла следующие функции:
— организацию приемки и хранения на заготпунктах, базах и др. предприятиях Заготзерно хлебопродуктов и хлебофуража, поступающих в порядке всех видов хлебосдачи и хлебозакупки;
— контроль за правильным и своевременным производством расчетов с хлебосдатчиками по всем видам сдачи и закупок хлеба;
— организацию и проведение инструктажа контрагентов (потребкооперации, промпредприятий и проч.) в части правильной приемки и хранения хлеба. Контроль за количественной и качественной сохранностью и правильным расходованием хлеба. А равно за производством правильных расчетов с хлебосдатчиками;
— проведение мероприятий по сохранности и улучшению качества хранимого зерна и продукции;
— организацию снабжения хлеботоргующих предприятий хлебофуражом и продукцией по планам и нарядам и прочие функции.
Также Облконтора руководила деятельностью непосредственно подчиненных ей элеваторов, заготовительных пунктов, реализационных баз, тарных фабрик, тароремонтных мастерских и других хозяйственных предприятий и организаций Заготзерно на подведомственной территории .
В 1937 году началась подготовка к работе в условиях мобилизации и войны. Для системы В/О Заготзерно основными задачами здесь являлись :
— разработка мобилизационного плана, проведение мероприятий по своевременной передаче мобфондов хлебофуража Рабочее-Крестьянской Красной армии (РККА);
— образование и хранение мобфондов хлебофуража;
— дислокация коммерческих ресурсов с учетом интересов обороны;
— бронирование рабочей силы и подготовка кадров с учетом интересов обороны;
— разработка планов эвакуации и разгрузки;
— осуществление мероприятий по противовоздушной обороне.
В 1941 году Сталинградская областная контора из ведения В/О «Центрозаготзерно» переведена в подчинение В/О «Югозаготзерно» Наркомата заготовок СССР, а в декабре 1943 года она вновь вошла в систему «Центрозаготзерно» Наркомата заготовок СССР.
В 1942 году складские помещения зернозаготовительного пункта на станции Чир были взорваны отступавшей Советской армией. После завершения германской оккупации весь комплекс складских зданий зернозаготовительного пункта станции Чир был полностью восстановлен.
В связи с преобразованием Наркомата заготовок СССР в Министерство заготовок СССР (Закон Верховного-Совета СССР от 15 марта 1946 г.). В/О «Центрозаготзерно» перешло в ведение Министерства заготовок СССР.
В соответствии с Законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1953 года Министерство заготовок СССР было упразднено и создано союзно-республиканское Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР. А Всесоюзное объединение «Центро» — «Юго» -«Востокзаготзерно» бьли вновь объединены в одно Всесоюзное объединение «Заготзерно», Сталинградская областная контора с подведомственной сетью соответственно вошла в ведение В/О «Заготзерно» Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 ноября 1953 года вновь было образовано общесоюзное Министерство Заготовок СССР». В 1955 году при В/О «Заготзерно» Министерства заготовок СССР была образована Российская республиканская контора «Заготзгерно», в систему которой и была передана Сталинградская областная контора «Заготзерно». Указом Верховного Совета СССР от 31 мая 1956 года проведена реорганизация Министерства заготовок СССР в союзно-республиканское Министерство хлебопродуктов. При Министерстве хлебопродуктов РСФСР образовано Главное управление по приемке, хранению зерна, хлебопродуктов, масличных культур, сена и семян трав («Росглавзерно»). В связи с этим Сталинградская областная контора переведена в подчинение «Росглавзерно» Министерства хлебопродуктов РСФСР.
В соответствии с приказом № 199 Министерства хлебопродуктов РСФСР от 30 апреля 1957 года «Об организационной структуре Министерства хлебопродуктов РСФСР» управление «Росглавзерно» и конторы были упразднены, а образованы областные управления хлебопродуктов с подчинением их Министерству хлебопродуктов РСФСР. Согласно такой реорганизации Сталинградская областная контора «Заготзерно» с подведомственной сетью была ликвидирована в 1957 году.

Координаты: 48.483720, 43.149589

Воинское захоронение

Воинское захоронение ВМЦ 34-674. Вид захоронения братская могила. Размер захоронения 8х10 м. Памятник (надгробие) представляет собой бетонный обелиск высотой 8 м, увенчанный пятиконечной звездой, воздвигнут в 1968 году. Количество захоронённых 582 человека. Первые захоронения воинов Советской армии в данном месте начали производиться в 1943 году в большую воронку от авиабомбы.

Координаты: 48.480152, 43.158907

Станция Чир

Вокзальное здание железнодорожной станции Чир. Построено в 1900 году. В здании располагались: билетная касса, зал ожидания, Ленинская комната работников железной дороги (в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века в Ленинской комнате находился первый телевизор на станции Чир, смотреть который ходили все жители хутора Новомаксимовского, как в кинозал), также в здании располагались административные и производственные помещения персонала железной дороги.

Координаты: 48.482553, 43.161325

Фундамент водонапорной башни

Фундамент старой водонапорной башни. Водонапорная башня для заправки паровозов водой была построена в 1900 году при строительстве Восточно-Донецкой железной дороги вместе со строительством железно-дорожной станции Чир. В июле 1942 года башня была взорвана отступавшими советскими войсками.

Координаты: 48.482100, 43.161108

Казарма ж. д. 265 км

Казарма железнодорожная 265 км построена в начале 1900-х годов ХХ века при строительстве Восточно-Донецкой железной дороги. Казарма предназначалась для базирования и для проживания путевых обходчиков и и путейных рабочих.

Координаты: 48.484866, 43.152818

Казарма ж. д. 261 км

Казарма железнодорожная 261 км построена в начале 1900-х годов ХХ века при строительстве Восточно-Донецкой железной дороги. Казарма предназначалась для базирования и для проживания путевых обходчиков и и путейных рабочих.

Координаты: 48.499141, 43.108588

Насыпь военно-полевой ж. д.

Основание пути (насыпь) германской военно-полевой узкоколейной железной дороги № 3 в большой излучине Дона. Во исполнении директивы Гитлера № 45 от 23 июля 1942 года «О продолжении операции «Брауншвейг» («Braunschweig»)», предписовавшей командованию группы армий «Б» наряду с захватом Сталинграда организовать на левом фланге  прочную оборону по правому берегу реки Дон, в начале августа 1942 г. был издан приказа № 03951/42 начальника военно-транспортной службы Верховного командования вермахта генерала от инфантерии Рудольфа Герке (Gercke, Rudolf) в котором указывалось о начале проектирования и строительства сети военно-полевых узкоколейных железных дорог в большой излучине Дона. Необходимость строительства сети военно-полевых узкоколейных железных дорог в большой излучине Дона вытекала из полного отсутствия в указанном регионе надёжных транспортных путей сообщения, необходимых для снабжения не зависимо от погодных условиях 376-й, 44-й и 384-й пехотных дивизий вермахта, а так же 8-й итальянской армии и 3-й румынской армии.
Во исполнение приказа начальника военно-транспортной службы Верховного командования вермахта командующим железнодорожными войсками (Bedeis) был издан ряд документов, в частности приказ № 320/42, устанавливающий общие вопросы организации строительства трёх больших узкоколейных железных дорог к западу от Дона. На уровне командования железнодорожных войск 6-й армии (Kodeis 6) были определены трассы узкоколейных железных дорог № 1, № 2 и № 3 и составлена соответствующая карта планируемых трасс:
Трасса № 1 от станции Шелистовка, расположенной на участке магистральной железной дороги Лиски — Лихая,  в восточном направлении до планируемой конечной станции Латышевский с одним ответвлением от планируемой станции Анно-Ребриковской до планируемой конечной станции Радченское;
Трасса № 2 от станции Обливская, расположенной на участке магистральной железной дороги Лихая — Сталинград, в северном направлении до планируемой станции Kарасёв с тремя ответвлениями от неё до планируемых конечных станций Kриушинский, Блинков, Верхне Царицынский;
Трасса № 3 от станции Чир, расположенной на участке магистральной железной дороги Лихая — Сталинград, в северном направлении до планируемой станции Оськинский с пятью ответвлениями от неё до планируемых конечных станций Вралёв, Дальний Перекопский, Родионов, Лапушинский.
К строительству трассы № 3 и к эксплуатации готовых участков трассы были привлечены 5-я, 6-я и 7-я роты 2-го батальона 6-го инженерного железнодорожного полка 10-го железнодорожно-саперного штаба специального назначения под командованием майора Майкснера (Meixner). Так же для строительства узкоколейных ж. д. привлекались военнопленные и местное население. Так группой армий «Б» 12-го августа 1942 года был послан следующий запрос: “Для строительства линий узкоколейной дороги II и III на участке 6-й армии необходимо оставить 13 тысяч военнопленных из вновь поступивших…». Было издано распоряжение по 6-й армии от 14 августа 1942 года: «… Перед руководителями по обеспечению продовольствием дулагов ставится задача уже сейчас начать сбор обеспечения для планируемого при строительстве числа сил военнопленных дулагов и местного населения (конные повозки)…». Дополнительно в Германии в городе Фюрстенвалде на Шпрее на базе 1-го железнодорожного сапёрного запасного батальона 3-го военного округа была сформирован 502-й железнодорожный сапёрный батальон под командованием капитана Майер-Зельбаха (Meier-Selbach) с включенными в него 604-й, 605-й, 606-й, 607-й полевыми железнодорожными ротами, который планировался к отправке и частично был передислоцирован в большую излучину Дона.
Командующим железнодорожными войсками (Bedeis) были определены технические требования к проектируемым железнодорожным линиям:
— Ширина колеи 600 м;
— Допустимое расширение колеи не более чем на 18 мм;
— Профиль рельса обеспечить с учетом минимум 15 кг на один метр;
— Радиус в кривых участках железнодорожного пути не менее 300 м;
— Подьемы на участках трассы не более 5 процентов. Только в случае исключения могут достигать 15 процентов;
— Ширина ж. д. полотна при одноколейной прокладке 3 м, при двухколейной 6 м;
— Расстояние от ж. д. пути до стационарных сооружений 2,1 м;
— Расстояние между осями ж. д. путей на станциях 4 м;
— Расстояние между осью пути узкоколейной железной дороги и осью пути ширококолейной железной дороги не менее 4,25 м;
— Длинна ж. д. пути в тупиках и на разъездах не менее 250 м;
— Расстояния между станциями 4-5 км, при наличии затяжных подъёмов более 5 процентов 2,5-3,5 км;
— Водоснабжающие и тендерозаправочные станции для локомотивов каждые 35 км;
— Локомотивные депо каждые 50 км;
— Пропускная способность грузовых терминалов изначально планировалась 400 тонн в день, позже необходимо было довести до 800 тонн в день.
Оборудование военно-полевых железных дорог (верхнее строение пути, подвижной состав) поставлялось из Германии, где оно хранилось в больших количествах со времён Первой мировой войны. Впервые широкое применение Германией военно-полевых железных дорог колеи 600 мм относится к началу Первой мировой войны, когда в 1916 году немецкая армия начала строительство нескольких так называемых военно-полевых (Heeresfeldbahn) железных дорог на оккупированных территориях. В германской армии существовали специальные подразделения, специализирующиеся на строительстве и эксплуатации полевых железных дорог. Оборудование военно-полевых железных дорог, такое как рельсы, вагоны и локомотивы, которые были специально разработаны для армии, были стандартизированы, что упрощало эксплуатацию этих железных дорог. Всего до конца ноября 1942 года из Германии было поставлено на  трассу № 3:
паровозы «Henschel» (90 л.с.), «Henschel» (120 л.с.), «Jung» (110 л.с.), «Krenau» (110 л.с.), «HS» (60 л.с) всего 39 штук;
дизельные локомотивы «BMAG» (110 л. с), «Deutz» (130 л.с.), «Jung» (130 л.с.) всего 20 штук;
вагоны колеи 600 мм (товарные, пасажирские, платформы, вагонетки) всего 917 штук. 
До начала разгромного наступления Советских войск под Сталинградом 19 ноября 1942 года полностью закончить строительство трассы № 3 узкоколейной военно-полевой железной дороги германскими инженерными войсками не удалось. Основание пути (насыпь) трассы было проложено вплоть до узловой станции Оськинский, где были возведены складские и станционные сооружения. Движение поездов по трассе осуществлялось, как минимум, от станции Чир вплоть до хутора Яблоневого, где находилась станция № 5 (23,550 км) трассы № 3. Свидетельства Виктора Лукьяновича Михайлушкина 1931 года рождения: «Рельсы узкоколейки продолжались далее в сторону Яблоневого… …По дороге у немцев бегали поезда — небольшие составы. Видел из Зрянина».
После освобождения территорий Сталинградской и Ростовской областей от немецко фашистской оккупации на которых располагались трассы № 2 и № 3 германских военно-полевых узкоколейных железных дорог Советскими властями весь трофейный подвижной состав указанных железных дорог был передан в Народный комиссариат угольной промышленности и в Народный комиссариат путей сообщения:
«Обязать Трофейный Комитет при ГОКО передать из числа трофейного подвижного состава узкой колеи, находящегося в районе станции Чир и Обливская:
1. Наркомуглю — 25 паровозов, 309 вагонеток и 56 полувагонов.
2. НКПС -12 паровозов, 30 мотовозов, 7 дизельных мотовозов. 110 платформ, 32 четырехосных платформы, 130 товарных вагонов, 5 пассажирских вагонов, 1 цистерну. 2 дорожных машины и 2 экскаватора.» (Распоряжение Государственного Комитета Обороны № ГОКО-3572с от 13.06.1943 г.).
Впоследствии Народный комиссариат путей сообщения часть подвижного состава (два паравоза Henschel HF 110 и четыре четырёхосных пассажирских вагона) передал созданой в 1948 году Малой Сталинградской железной дороге (Сталинградской детской ж. д.).
Смонтированное верхнее строение пути (рельсы, шпалы) трассы №3 Трофейным комитетом не было оприходовано. Верхнее строение пути в смонтированом состоянии простояло несколько лет и впоследствии было разукомплектовано местным населением. Свидетельства Виктора Лукьяновича Михайлушкина 1931 года рождения: «Конечно, знаю что то о узколейке. В 1943 г. прокатился на грузовой вагонетке от Чира до Зрянино. На горку толкая, под горку она везет меня. Благо под горку путь больше, а силы больше чем ума…»
На сегодняшний день можно наблюдать частично сохранившиеся остатки основания пути (насыпь) трассы № 3 германской военно-полевой узкоколейной железной дороги в большой излучине Дона на всём протяжении трассы от станции Чир вплоть до места, где ранее располагался хутор Оськинский. 

Координаты: 48.487992, 43.147952
                        48.497165, 43.141372
                        48.529080, 43.136843
                        48.532364, 43.141972
                        48.525470, 43.113955
                        48.534494, 43.140624
                        48.537740, 43.149453
                        48.549701, 43.159473
                        48.573070, 43.173107
                        48.611974, 43.188522
                        48.659030, 43.201049
                        48.678678, 43.203698
                        48.696807, 43.209854
                        48.711701, 43.200828
                        48.713373, 43.200892
                        48.787623, 43.220693
                        48.810716, 43.228252
                        48.820253, 43.239148
                        48.849410, 43.272439
                        48.894349, 43.276047
                        48.922269, 43.275032
                        48.954425, 43.288407
                        48.964975, 43.293169
                        48.991878, 43.328181
                        49.017657, 43.369195
                        49.062444, 43.378623
                        49.080135, 43.357130

Добавить комментарий