ЧИРСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ПУСТЫНЬ

Изменено и дополнено 29.12.2018 г.

Сразу после вступления на патриарший престол в 1652 году Патриарх Никон активно взялся за изменение древних церковных преданий и начал вводить в русскую Церковь новые обряды, богослужебные тексты и другие новшества. Ещё до возведения в патриархи он сблизился с царём Алексеем Михайловичем. Вместе они и задумали переделать русскую Церковь на новый лад: ввести в ней такие чины, обряды, книги, чтобы она во всём походила на современную им греческую церковь.
С 1654 года сторонники Патриарха Никона стали предприниматься активные меры против противников церковных реформ. Многим приверженцам старой веры пришлось бежать, чтобы скрыться от преследования. Одна из наиболее торных дорог для всякого рода беглецов была старинная, «сиротская» дорога на Дон.

М.П. Боткин. Старовер. 1877 год. Дерево, масло. Третьяковская галерея, Москва.

М.П. Боткин. Старовер. 1877 год. Дерево, масло. Третьяковская галерея, Москва.

Вот по этой дороге и двинулись беглецы от гонений и преследований Патриарха Никона.
Первыми пришли на Дон иноки Корнилий и Досифей. Они бежали из Новгорода сразу после собора 1667 г., но через три года вернулись в Москву, не оставив никаких материальных и документальных следов своего пребывания на Дону.
Поэтому первым представителем старой веры, прибывшим на Дон после раскола, о ком имеются документальные свидетельства является Иов Тимофеев. Сын литовского шляхтича, Иов поступил в прислужники к митрополиту Филарету Никитичу вовремя, его (Филарета) пребывания в плену в Польше.
В дальнейшем Филарет, будучи патриархом (1619-1633 гг.) постриг Иова Тимофеева в монахи и посвятил в священники.

Митрополит Филарет (Фёдр Никитич Романов).

Митрополит Филарет (Фёдр Никитич Романов).

Патриарх Филарет (1554 — 1633 гг). Митрополит Филарет (Фёдор Никитич Романов) — патриарх, отец Михаила Фёдоровича (первого царя из династии Романовых). В1600 году царём Борисом Годуновым Фёдор Никитич был пострижен в монахи под именем Филарет и сослан в Антониев Сийский монастырь. Его жена Ксения Ивановна Шестова была пострижена под именем Марфа. При Лжедмитрии I возвращен и поставлен митрополитом ростовским. Участвовал в свержении Лжедмитрия I. В октябре 1608 года был захвачен в Ростове отрядом Лжедмитрия II и отправлен в Тушинский лагерь, где был наречён патриархом. Арестован поляками и до сентября 1619 года был в плену в Польше. После возвращения из плена в Москве был избран патриархом. Правил государством совместно с сыном Михаилом вплоть до своей смерти.

Впоследствии Иов Тимофеев основал два монастыря Раков и Никольский в Тверской губернии.
После собора 1667 года Иов удалился от гонений сначала в Курскую губернию, где рядом с городом Рыльск в 1669 году основал монастырь Льгов. Но вскорости и отсюда вынужден был бежать, теперь уже на Дон вместе со своими сподвижниками с десятью старцами и небольшим количеством бельцов. А до этого Иову Тимофееву пришлось перед смертью причащать боярыню Морозову.

В. И. Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887. Фрагмент картины.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Примерно в 1672 году на реке Чир в 50-ти верстах от казачьих городков Верхний Чир и Нижний Чир Иов Тимофеев со своими сподвижниками, со старцами Корнилием и Досифеем основали пустынь.

Река Чир. Фото Татьяны Александриной.

Река Чир. Фото Татьяны Александриной.

Первоначально была организована одна мужская обитель в которой была установлена часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии на месте часовни была возведена одноимённая церковь, которую до своей смерти Иов так и не успел освятить. Освятил её после смерти Иова 21 марта 1686 года игумен Досифей, предварительно побывав в Черкасске и заручившись от войскового круга разрешением на проведение данного мероприятия.
В 1677 году в пустыне было около 20 чернецов (постриженные в монахи) и более 30 бельцов (постоянно живущие в монастыре, но не постриженные в монахи), а уже в 1686 году 80 иноков и до 40 бельцов.
История сохранила имена некоторых из проживавших в монастыре чернецов и бельцов помимо упомянутых выше. Это чернецы: Макарий, Ион, Феодосий, Пафнутий, Сергий, Алексий, Арсеней, Нафанаил; дьякон Кирюшка Сыщик; бельцы: Левка Маницкой, Савка Семенищев, Титка.
Изначально иноки и инокини, девки и ребята жили все вместе. Это конечно не нравилось ни казакам, ни самому Иову. И ему пришлось основать отдельную женскую обитель в двух верстах от мужской выше по течению реки Чир в которой позже была построена отдельная часовня. В 1688 году в женской обители было до 100 сестёр.
Иов Тимофеев умер в 1680 году прожив почти 100 лет. Похоронили его в основанной им Чирской пустыне, которую впоследствии так и стали называть в честь её основателя Иовской пустынью. Монастырь был прекрасно развит в хозяйственном отношении — имел обширные пахотные угодья, была возведена мельница. В Чирской (Иовской) пустыне работал с учениками почитаемый представителями старой веры «изограф Савва именем Инекеев», родом ярославец, который «со тщением пойде с Москвы со ученике своими… написа святые иконы по чину».
Чирская (Иовская) пустынь обладала всеми необходимыми атрибутами и влиянием, что бы быть привлекательной для казаков, а также для пришлых представителей старой веры, укрывавшихся от преследования Московского государства. Сохранились свидетельства современников о наличии в староверческом Чирском монастыре святых мощей, а также свидетельства о случае некоего чудесного явления в пределах монастыря. Но в 1688 году в связи с репрессиями со стороны атамана Фрола Минаева сторонника московской партии, одержавшего победу над приверженцами старой веры в междоусобной борьбе на Дону, староверческий Чирской монастырь был ликвидирован. Храм Покрова Пресвятой Богородицы по приказу Москвы был разрушен атаманом Осипом Михайловым, а собравшаяся около неё община распалась. Изначально по приходу Осипа Михайлова на Чир чернецы и бельцы монастыря разбежались и укрылись в ближайших от пустыни лесах, а после ухода Осипа Михайлова в Черкасск все вернулись назад, закупив телеги и всё необходимое в дорогу через 6 недель покинули навсегда Чирскую обитель. Часть представителей общины переселилась на север в Тамбовский и Козловский уезды, другие последовали за Досифеем на юг, который вместе со старцами Пафнутием и Феодосием бежали через Астрахань в «земли чеченские». На реке Куме из представителей чирской общины, пришедших вместе со старцем Досифеем, была организована новая община, названная впоследствии Досифеевщиной. Представители новой общины расселились раздельно — старцы в одном месте, бельцы в другом, а «старицы» (женщины) в третьем. Основным догматом досифеевцев было: «исповедоваться и приобщаться нужно только один раз во все десять лет или даже только при конце жизни». Данное действие в общине совершал исключительно только самый старейший её представитель. При этом им выдавалась грамота: «Не пред человеком, а только пред одним Богом следует преклонять голову». Свои учения досифеевская староверческая община распространяла в прибрежных землях Азовского и Каспийского морей, а также по рекам Урал (Яик), Терек, Кубань, Дон.


Список литературы:

Расколъ на Дону въ концѣ XVII вѣка. В. Г. Дружинин. С.-ПЕТЕРБУРГЪ. 1889 г.
Расколъ и секты Русской церкви (1003-1897 г.) изложенныя Iоганномъ Герингомъ. Часть I-я. С.-Петербургъ. 1903 г.
Дополненiя къ Актамъ историческимъ. Собраныя и изданыя Археографическою комиссiею. Томъ 12. Санкт-Петербургъ. 1872 г.
Иконное наследие Орловского края XVIII — XIX веков. М. А. Комова. Москва. 2006 г.

© Секретёв С.А. 2018 г.

Добавить комментарий